Время первых: русские фильмы о покорении космоса

27 января 1967 года космос был объявлен достоянием человечества согласно договору о принципах деятельности государств по исследованию космического пространства. Сейчас к нему присоединились более 100 государств планеты.

Время первых: русские фильмы о покорении космоса
© Кадр из фильма "Гагарин. Первый в космосе"

Предлагаем вспомнить самые талантливые российские киноленты о покорении космического пространства.

"Космос как предчувствие" (2005)

Повар по прозвищу Конёк (Евгений Миронов) живет в портовом городе где-то на Кольском полуострове, рядом с норвежской границей. Он влюблен в официантку Лару (Ирина Пегова) и верит в великое будущее, ведь на дворе конец пятидесятых, когда в СССР уже запущен искусственный спутник и люди обратили свое внимание к звездам. В городе появляется загадочный чужак Герман (Евгений Цыганов), который рассказывает, что по всей стране ищут людей для запуска в космос. Герман отбивает у Конька его девушку, но оптимистичный герой быстро заводит роман с ее сестрой Риммой (Елена Лядова). А Герман пропадает, пытаясь добраться до норвежской плавбазы. Вместе с Риммой Конёк уезжает в Москву, чтобы стать дипломатом. В поезде он встречает улыбчивого офицера, который скоро станет первым космонавтом в мире. Но Конёк тоже войдет в историю.

Фильм Алексея Учителя удивительным образом рассказывает о космосе без самого космоса, о больших надеждах людей великой страны, о безоблачной уверенности в солнечном будущем и о безграничности человеческой мысли.

"Гагарин. Первый в космосе" (2013)

Биографическая драма Павла Пархоменко, посвященная жизни первого космонавта в истории. Перед своим первым и единственнмы полетом, а также во время мы видим воспоминания Юрия Гагарина (Ярослав Жалнин) о самых главных событиях в его жизни. Красной нитью проходит борьба претендентов за право стать первым. Также в картине значительное внимание уделено взаимоотношениям Гагарина с генеральным конструктором Сергеем Королевым (Михаил Филиппов), женой Валентиной (Ольга Иванова) и товарищами по отряду космонавтов.

Центральное событие его жизни навсегда превратит Гагарина не только в национального героя, но и в символ бесстрашного стремления человечества раздвинуть границы мира. Однако полет лишит его права самостоятельно распоряжаться своей жизнью. Космос останется для него ослепительным мигом.

"Время первых" (2017)

Космическая гонка двух сверхдержав требует новых удивительных свершений. Американцы готовят полет на Луну, значит советские космонавты должны первыми выйти в открытый космос. Несмотря на огромный риск и гибель тестового корабля, Павел Беляев (Константин Хабенский) и Алексей Леонов (Евгений Миронов) убеждают руководство, что готовы выполнить задачу. Впереди их ждет смертельная опасность во время выхода в безвоздушное пространство, ручной спуск с орбиты в незнакомом районе и выживание в зимнем лесу.

Консультантом картины Дмитрия Киселева выступил сам Алексей Леонов, поэтому в достоверности событий можно не сомневаться. Несмотря на то, что герои — настоящие первопроходцы, они остаются живыми людьми, чьи мечты и переживания близки и понятны.

"Салют-7" (2017)

11 февраля 1985 года орбитальная станция "Салют-7", которая работает в беспилотном режиме, перестает отвечать на сигналы из Центра управления полетами. Падение станции может привести к трагедии в любой точке планеты, разрушить репутацию страны и обострить до предела сложные отношения СССР и США.

© Кадр из фильма "Салют-7"

Двух самых опытных космонавтов, Владимира Федорова (Владимир Вдовиченков) и Виктора Алехина (Павел Деревянко), отправляют на орбиту на корабле "Союз Т-13". Им предстоит найти и догнать станцию, провести первую в истории ручную стыковку с неуправляемым космическим аппаратом, обнаружить и устранить неполадки.

Фильм снят на основе реальных событий, но фамилии героев изменены. Сценарий опирался на дневники Виктора Савиных, прототипа героя Деревянко. Однако и Савиных, и Джанибеков (прототип Федорова) отметили ряд фактических неточностей. Впрочем, прекрасная игра актеров и потрясающая визуальная часть перекрывают некоторую политическую предвзятость сюжета.