Ещё
Покемон. Детектив Пикачу
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Джон Уик 3
Боевик, Триллер
Купить билет
Мстители: Финал
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Дом, который построил Джек
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Отпетые мошенницы
Комедия
Купить билет
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Большое путешествие
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Гори, гори ясно
Фантастика, Ужасы, Драма
Купить билет
В метре друг от друга
Мелодрама
Купить билет
Миллиард
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Игрища престолов
Комедия
Купить билет
Маугли дикой планеты
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Миа и белый лев
Приключение, Семейный
Купить билет
Пылающий
Детектив, Драма
Купить билет
Братство
Триллер, Военный
Купить билет
Щенячий патруль и Нелла, отважная принцесса
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Отель Мумбаи: Противостояние
Исторический, Триллер, Драма
Купить билет
Красивый, плохой, злой
Биография, Драма, Криминальный
Купить билет
Игры разумов
Биография, Детектив, Драма
Купить билет

«Спасти Ленинград»: трагедия ладожского «Титаника» 

Фото: 360tv.ru
«Ладожским „Титаником“ назвали потомки катастрофу баржи 725, затонувшей на великом и бурном озере в ночь на 17 сентября 1941 года в ходе эвакуации людей из блокированного Ленинграда. Задачей кинематографистов было превратить историю трагедии в военно-героический фильм, который стал бы своего рода символом подвига города на Неве.
И справиться c этим режиссеру Алексею Козлову удалось попросту блистательно — фильму смело можно пророчить не меньший зрительский успех, чем „Т-34“. Уже первый день предварительного показа он показал не меньшую заполняемость залов, чем у прогремевшего только что блокбастера.
К фильму, безусловно, будет предъявлено немало претензий за недостаточную историчность. Баржа не была потоплена немецкой авиацией, а затонула в шторм из-за открывшейся течи, погибло около 1000 человек, чуть менее 500 удалось спасти и эта спасательная операция и была настоящим подвигом. Однако баржи на Ладоге гибли и от авианалетов, так что совмещение нескольких трагедий в одной абсолютно оправданно. Главное, что получилась убедительная картина борьбы города в первые дни блокады.
»Спасти Ленинград» — это, прежде всего, колоссальная сценарная удача. Удалось создать такую увлекательную историю в которой до самого финала не поймешь кто хороший, кто плохой, кто трус, а кто нет. Акценты в характерах персонажей меняются многократно и каждому дается шанс показать себя. Своеобразным символом движения сюжета становятся часы «папенькиного сынка» курсанта, про которые мы, в конечном счете, знаем, у кого они окажутся, но все труднее вообразить как же это вообще может произойти.
И тут, пожалуй, тот редкий случай, когда «спойлерить» сюжет рецензенту действительно совестно — посмотрите сами. Отмечу, только, что фильм построен на экзотическом и в некотором смысле элитарном приеме пропуска ключевого события, которое нам показывают лишь в конце и которое по другому подсвечивает мотивации главного героя. Поэтому настоящий «свет» в сюжете включится только в финале.
В «Спасти Ленинград» ощутимо влияние и «Титаника», и «Спасти рядового Райана», а более всего — «Дюнкерка» Кристофера Нолана. И самое поразительное то, что Козлову удалось в некотором смысле превзойти одного из ведущих гениев современного кинематографа (превзойти, разумеется, использовав его наработки). «Дюнкерк» — фильм, невыносимый своей пустотой, медленностью действия, унылостью и неисторичностью наполнения кадра, точно вещи мешают режиссеру и он хочет поместить героев в мир снов из своего «Начала».
«Спасти Ленинград», напротив, фильм в котором полно ярких красок и бросающихся в глаза вещей (работа художников и мастеров реквезита — вообще выше всяких похвал, фильм буквально фонтанирует яркими картинами, красками и вещами), шуток (про «дочь адмирала Макарова» —реально смешная), романтических конфликтов. И вся схема нолановской истории о пересечении Ла Манша — эвакуация, дезертирство, тонущие баржи, авианалеты, наполняется на Ладожском озере живыми людьми с яркими характерами, остроумно построенными сценами, неожиданными поворотами и ты ни на секунду не задаешься вопросом: «Зачем я трачу на это свое время?», тем более, что времени требуется не так много — всего час сорок. Расплатиться за это приходится несколько смазанным, как бы на «ускоренной перемотке» финалом, но самое главное, к тому моменту, уже сказано.
Как и большинство лучших произведений современного русского кинематографа, «Спасти Ленинград» — это фильм без плохих людей. Открыто сформулированный мотив «все мы русские и защищаем свою землю» отливается в то, что каждому: врачу — бывшему зэку, суровому старшине, капитану буксира, музыканту, строгой учительнице, включая даже следователя НКВД, на котором сделан главный негативный акцент, находится свое место.
В последнем случае это «примирение с палачом» несколько искусственно, как несколько искусственно превращение истории реальной баржи, погибшей из-за нераспорядительности начальства ладожской флотилии, в историю героической гибели от рук врага. Однако военное кино — это всегда формирование героического мифа.
Недавние истеричные претензии к России в западной прессе в связи с празднованием снятия блокады были связаны именно с тем, что в то время как для современных западных стран характерна духовная демобилизация, дегероизация собственно прошлого, представление войн ХХ века как чреды страданий и преступлений. В этом есть смысл, особенно в немецком случае, поскольку деяния их дедов и прадедов и в самом деле были преступлениями, как бы красиво не была сшита ладно сидевшая на них черная и серая форма.
Однако когда немецкие журналистки читают нам лекции о том, как мы должны считать историю Блокады Ленинграда чредой ужасов и преступлений, то, во-первых, это были преступления ее предков, приведших к ужасным страданиям нашего народа. А во-вторых, мы с этим ужасом справились и победили. И поэтому наш героический миф о победе имеет право на существование. И ни немцам, ни американцам, ни кому еще, никогда не уравнять наш героический миф о победе с позором германского поражения. Мы имеем право праздновать свою победу так как хотим и рассказывать свою историю так, чтобы она на примере подвигов бывших звала к подвигам новым.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео