Войти в почту

"Спасти Ленинград": трагедия ладожского «Титаника»

«Ладожским «Титаником» назвали потомки катастрофу баржи 725, затонувшей на великом и бурном озере в ночь на 17 сентября 1941 года в ходе эвакуации людей из блокированного Ленинграда. Задачей кинематографистов было превратить историю трагедии в военно-героический фильм, который стал бы своего рода символом подвига города на Неве.

"Спасти Ленинград": трагедия ладожского «Титаника»
© 360tv.ru

И справиться c этим режиссеру Алексею Козлову удалось попросту блистательно — фильму смело можно пророчить не меньший зрительский успех, чем «Т-34». Уже первый день предварительного показа он показал не меньшую заполняемость залов, чем у прогремевшего только что блокбастера.

К фильму, безусловно, будет предъявлено немало претензий за недостаточную историчность. Баржа не была потоплена немецкой авиацией, а затонула в шторм из-за открывшейся течи, погибло около 1000 человек, чуть менее 500 удалось спасти и эта спасательная операция и была настоящим подвигом. Однако баржи на Ладоге гибли и от авианалетов, так что совмещение нескольких трагедий в одной абсолютно оправданно. Главное, что получилась убедительная картина борьбы города в первые дни блокады.

«Спасти Ленинград» — это, прежде всего, колоссальная сценарная удача. Удалось создать такую увлекательную историю в которой до самого финала не поймешь кто хороший, кто плохой, кто трус, а кто нет. Акценты в характерах персонажей меняются многократно и каждому дается шанс показать себя. Своеобразным символом движения сюжета становятся часы «папенькиного сынка» курсанта, про которые мы, в конечном счете, знаем, у кого они окажутся, но все труднее вообразить как же это вообще может произойти.

И тут, пожалуй, тот редкий случай, когда «спойлерить» сюжет рецензенту действительно совестно — посмотрите сами. Отмечу, только, что фильм построен на экзотическом и в некотором смысле элитарном приеме пропуска ключевого события, которое нам показывают лишь в конце и которое по другому подсвечивает мотивации главного героя. Поэтому настоящий «свет» в сюжете включится только в финале.

В «Спасти Ленинград» ощутимо влияние и «Титаника», и «Спасти рядового Райана», а более всего — «Дюнкерка» Кристофера Нолана. И самое поразительное то, что Козлову удалось в некотором смысле превзойти одного из ведущих гениев современного кинематографа (превзойти, разумеется, использовав его наработки). «Дюнкерк» — фильм, невыносимый своей пустотой, медленностью действия, унылостью и неисторичностью наполнения кадра, точно вещи мешают режиссеру и он хочет поместить героев в мир снов из своего «Начала».

«Спасти Ленинград», напротив, фильм в котором полно ярких красок и бросающихся в глаза вещей (работа художников и мастеров реквезита — вообще выше всяких похвал, фильм буквально фонтанирует яркими картинами, красками и вещами), шуток (про «дочь адмирала Макарова» —реально смешная), романтических конфликтов. И вся схема нолановской истории о пересечении Ла Манша — эвакуация, дезертирство, тонущие баржи, авианалеты, наполняется на Ладожском озере живыми людьми с яркими характерами, остроумно построенными сценами, неожиданными поворотами и ты ни на секунду не задаешься вопросом: «Зачем я трачу на это свое время?», тем более, что времени требуется не так много — всего час сорок. Расплатиться за это приходится несколько смазанным, как бы на «ускоренной перемотке» финалом, но самое главное, к тому моменту, уже сказано.

Как и большинство лучших произведений современного русского кинематографа, «Спасти Ленинград» — это фильм без плохих людей. Открыто сформулированный мотив «все мы русские и защищаем свою землю» отливается в то, что каждому: врачу — бывшему зэку, суровому старшине, капитану буксира, музыканту, строгой учительнице, включая даже следователя НКВД, на котором сделан главный негативный акцент, находится свое место.

В последнем случае это «примирение с палачом» несколько искусственно, как несколько искусственно превращение истории реальной баржи, погибшей из-за нераспорядительности начальства ладожской флотилии, в историю героической гибели от рук врага. Однако военное кино — это всегда формирование героического мифа.

Недавние истеричные претензии к России в западной прессе в связи с празднованием снятия блокады были связаны именно с тем, что в то время как для современных западных стран характерна духовная демобилизация, дегероизация собственно прошлого, представление войн ХХ века как чреды страданий и преступлений. В этом есть смысл, особенно в немецком случае, поскольку деяния их дедов и прадедов и в самом деле были преступлениями, как бы красиво не была сшита ладно сидевшая на них черная и серая форма.

Однако когда немецкие журналистки читают нам лекции о том, как мы должны считать историю Блокады Ленинграда чредой ужасов и преступлений, то, во-первых, это были преступления ее предков, приведших к ужасным страданиям нашего народа. А во-вторых, мы с этим ужасом справились и победили. И поэтому наш героический миф о победе имеет право на существование. И ни немцам, ни американцам, ни кому еще, никогда не уравнять наш героический миф о победе с позором германского поражения. Мы имеем право праздновать свою победу так как хотим и рассказывать свою историю так, чтобы она на примере подвигов бывших звала к подвигам новым.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.