Эксцентричный провокатор. Разлогов рассказал о скончавшемся режиссере Душане Макавееве
Президент Гильдии киноведов и кинокритиков России поделился с НСН воспоминаниями о том, каким был родоначальник югославской «чёрной волны» в кино. Скончался сербский режиссёр и сценарист Душан Макавеев, сообщает Общественное радио и телевидение Сербии. Мастеру, известному как создатель югославской «чёрной волны» в кинематографе, было 86 лет. Отмечается, что режиссёра не стало 25 января. Президент Гильдии киноведов и кинокритиков России Кирилл Разлогов, знавший покойного лично, рассказал в эфире НСН, каким был художник, умевший всю жизнь эпатировать общество и сохранять актуальность в своих картинах на протяжении всей жизни. «Душан Макавеев — фигура легендарная. Я имел счастье быть с ним знаком лично, в течение нескольких лет мы встречались на фестивале в США. И так сложилось, что моя киноведческая жизнь с ним пересекалась. Я видел одним из первых на фестивале его картину “Человек не птица”, которая уже тогда произвела достаточно сильное впечатление, хотя я к ней отнёсся скептически. Он очень любил провоцировать окружающих, делать картины, которые не совпадали с общими представлениями. Был человеком эксцентричным и прославился в основном картинами, связанными с движением левого фрейдизма. А также с идей того, что социальная революция невозможна без революции сексуальной. У него сексуальность шла рука об руку с социальными проблемами и со специфическим для него саркастическим подходом к тому, что он показывал», — рассказал Разлогов. В Гильдии киноведов и кинокритиков назвали главный фильм 2018 года Последние годы жизни Макавеев, по словам кинокритика, провёл в Белграде, не выходя на публику. Его картины, снятые на заре творческого пути, остаются актуальными и сегодня, и заслуживают того, чтобы открываться новому зрителю, подчеркнул Разлогов. «Многие его картины в разной степени вошли в историю мирового кино. Помимо “Человек не птица” и “В.Р. Мистерии организма” можно вспомнить "Сладкий фильм", которая стала символом определённого периода в истории кино. Он был человеком глубоко почитаемым и продолжавшим, даже будучи уже достаточно больным, провоцировать окружающих. Последние годы он в основном жил в Белграде, мы с ним не встречались, иногда переписывались, потому что я его картины показывал в своих лекциях. Потому что я считаю, что художник такого масштаба не должен быть только в музее, а должен своими произведениями существовать в реальной культуре, тем более что они отнюдь не потеряли своей актуальности сегодня», — заключил собеседник НСН. Добавим, откровенные картины Макавеева вызывали недовольство властей, и в 1970-м году он был вынужден эмигрировать из Югославии. Он жил во Франции, позже в США, где преподавал в Гарварде. Режиссёр стал известен благодаря таким картинам, как «W. R. Мистерии организма», «Человек не птица», «Любовная история или трагедия телефонистки».