Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

В прокат выходит фильм ужасов об осознанных сновидениях

В четверг, 31 января, в российский прокат выходит фильм ужасов «Рассвет». В качестве режиссёра картины выступил петербургский кинематографист (для него эта лента стала дебютом в полном метре), среди продюсеров значатся создатели хорроров «Невеста» и «Пиковая дама» Владислав Северцев и . Роли в фильме исполнили , , , и другие.
Российские режиссёры продолжают экспериментировать с непривычным для отечественного кинематографа жанром ужасов. Череду хорроров 2019 года выпуска открывает «Рассвет» — картина постановщика-дебютанта Павла Сидорова, сделанная под чутким руководством продюсеров «Невесты» и «Пиковой дамы» Владислава Северцева и Дмитрия Литвинова.
Северцев и Литвинов решили продолжить эксплуатировать полюбившиеся им мрачные мотивы, сменив беспроигрышную готику «Невесты» на экспериментальные психологические игры сна и яви. А также — привлечь к работе над проектом больше именитых артистов. Поэтому в касте «Рассвета» значатся Оксана Акиньшина, Олег Васильков, Анна Слю и Александр Молочников.
Впрочем, зритель должен быть готов к тому, что Акиньшиной в кадре почти нет — актриса исполняет роль матери главной героини Светланы и по сюжету умирает за 20 лет до описываемых в фильме событий.
Как следствие, её лицо чаще появляется на фотографиях из пыльных досье или в снах-флэшбэках. Зато в кадре будет много играющей Светлану Александры Дроздовой — поэтому так важно, что актриса, для которой «Рассвет» стал первой лентой в карьере, с ролью справилась более чем хорошо.
По сюжету после внезапной смерти брата Светлана находит его дневник, из которого узнаёт, что их мать тоже умерла при загадочных обстоятельствах. И — более того — состояла в загадочной секте «Рассвет». Адепты секты верили в существование некоего Безликого демона, обитающего во снах и жаждущего оказаться в реальном мире. За ответами девушка идет к профессору, работающему в мрачном институте сомнологии. Учёный яростно отвергает мистическую составляющую, но предлагает Светлане погрузиться в состояние осознанного сна, дабы разобраться в себе и своих страхах. Таким образом главная героиня и три её попутчика (все со скелетами в шкафу и собственными фобиями) оказываются во сне, который очень быстро оборачивается кошмаром.
Казалось бы, завязанный на снах саспенс — давно утомившее всех клише. На ум сразу приходит серия фильмов со старым добрым Фреди Крюгером или «Сайлент Хилл» — там сон и вовсе является отправной точкой сюжета. Ещё есть «Сомния» про трансформацию сна в реальность или классический «Час волка» Ингмара Бергмана. Сон так или иначе встречается в хоррорах сплошь и рядом — то в качестве ожившего кошмара, то как способ погрузить зрителя в состояние тревоги и показать одолевшие персонажей страхи.
Несмотря на это, «Рассвету» удалось найти вполне живой сюжетный ход — демонстрацию опасности практики осознанных сновидений. Нам предлагают задуматься: так ли далёк от реальности экранный кошмар, если сомнология существует в качестве легального раздела медицины, а осознанные сновидения изучаются и обсуждаются авторитетными научными сообществами? Более того, применяются в экспериментальной психиатрии. В ситуации, когда зрителю давно наскучили мистические обряды, смесь науки и сектантских страшилок может возыметь неожиданный успех.
Визуально «Рассвет» развивается строго в рамках жанра. Скримеры, резкие громкие звуки, внезапно появляющиеся монстры — всего этого здесь в изобилии. Да и сюжет не топчется на месте: со временем становится очевидно, что создателей картины интересовала не одна лишь беготня от обитающего в снах демона.
Осознанное сновидение превращается в реальную угрозу для психики каждого, кого сумасшедший профессор положил на кушетку в своем институте, ведь по ту сторону бодрствования к героям приходят их собственные, персональные демоны. С одной стороны это захватывает (у кого из нас нет потаённых страхов?), с другой — отвлекает от основной сюжетной линии. Тем не менее, к концу зрителям не терпится узнать, прорвётся ли злое божество в человеческий мир и как его появление связанно с семьёй Светланы.
Однако ответов на эти вопросы мы так и не получим. Проливая свет на часть истории, создатели фильма придерживают главный козырь — загадочную секту — и заканчивают фильм очевидным намёком на продолжение. Триллер будто обрывается на середине фразы, в которой самое интересное остаётся несказанным.
Северцев и Литвинов признаются, что замахнулись на создание киновселенной. В планах — создание приквела «Рассвета» про ту самую секту (он задуман самостоятельным, связанным с первым фильмом лишь некоторыми героями). Да и сиквел, если верить продюсерам, не за горами.
Несмотря на то, что после просмотра картины у зрителей остаётся масса вопросов, именно это обстоятельство придаёт ей определённую изюминку. Зло, которое побеждено не до конца — поворот не новый, но в этом случае беспроигрышный: нам отчего-то важно, как сложатся судьбы фигурантов этой истории.
Ну а главный секрет «Рассвета», наверное, заключается в его естественной сюрреалистичности. Смотришь фильм и невольно задумываешься — сон тебе показывают или явь?