Новый мультфильм Момору Хосоды номинирован на кинопремию «Оскар»
В российский прокат выходит новая картина Момору Хосоды «Мирай из будущего» Что первым придет вам в голову, если услышите вопрос: «А что вы знаете о японском кино?» Скорее всего, вспомните легендарных Акиру Куросаву и Такэси Китано, самураев, цветение сакуры, Вторую мировую и суровую красоту восточных островов... Однако вот уже более ста лет в Стране восходящего солнца есть и другой жанр, чья международная популярность ежегодно растет в космических масштабах. Конечно же, речь о взрослой мультипликации или, выражаясь более известным термином, аниме. Самый первый из дошедших до нашего времени примеров — короткая анимация «Кацудо Сясин» 1907 года про мальчика в матроске, который пишет иероглифы на доске. И если кто-то скажет вам, что это не высокое искусство, не слушайте этого человека, у него очень узкий кругозор. Пожалуй, самый знаменитый аниме-режиссер — Хаяо Миядзаки, имя которого точно слышали даже те, кто ни разу не смотрел ни одного мультфильма за прошедшие тридцать с лишним лет. Он не просто поднял уровень на новую высоту... Один из его навечно вошедших в анналы мировой киноистории мультипликационных фильмов — «Унесенные призраками» — получил премии «Оскар» и «Золотой медведь» (Берлинский кинофестиваль), причем вторую награду именно как фильм, а не как мультик. Есть у японских режиссеров одно важное отличие, которое сразу же выделяет все их работы, вне зависимости от качества и значимости. В абсолютном большинстве, как бы лихо ни был закручен сюжет и насколько бы ни было фантастично происходящее на экране, они всегда создают свои работы на простые, но вечные жизненные темы: любовь, семья, дружба и другие важные для каждого человека вещи. Конечно, есть и аниме, пропагандирующие различные культурные ценности и традиции старой Японии, которые в угоду технореволюции уходят в прошлое. Однако и в таких работах всегда есть место тому, что будет понятно человеку из любой страны мира. В данном случае перед российским зрителем «Мирай из будущего» — новая работа одного из крупных и известных режиссеров жанра Мамору Хосоды, уже создавшего ставшие популярными аниме «Девочка, покорившая время», «Ученик чудовища», «Летние войны», «Волчьи дети Амэ и Юки». И в отличие от вышеназванных собратьев, оно как раз на 1000% относится к жанру «семейное» и «вечные ценности», причем даже ограничение «6+» — просто бюрократическая формальность, ленту можно смотреть и в 4 года, и в 94. Что интересно, перевести дословно оригинальное название картины на русский язык так, чтобы оно звучало благозвучно, довольно непросто. Дело в том, что в переводе с японского слово «мирай» означает «будущее» и в оригинале придает названию дополнительный смысл. СПРАВКА «ВЕЧЕРНЕЙ МОСКВЫ» В СССР показ кино и анимации капиталистических стран был ограничен небольшим количеством отобранных по идеологическим критериям фильмов. В 1970 году по центральному телевидению впервые был показан полнометражный анимационный фильм «Солнечный Принц» («Принц Севера»). В 1971 году на экраны кинотеатров вышел «Кот в сапогах», в 1972-м — «Кот в сапогах на Диком Западе», в 1976-м — «Кругосветное путешествие Кота в сапогах». В прокате шли фильмы «Летающий корабль-призрак», «Али-Баба и сорок разбойников», «Джек в Стране чудес», «Принцесса подводного царства», «Принцы-лебеди», «Дюймовочка», а также «Двенадцать месяцев» и «Приключения пингвиненка Лоло», созданные совместно с советскими мультипликаторами. Первое знакомство российской аудитории с мейнстримом аниме состоялось во время видеобума конца 1980-х — начала 1990-х годов, когда обладателям видеомагнитофонов стало доступно аниме (в основном фильмы, уже ставшие популярными на Западе), распространяемое видеопиратами или переписываемое в частном порядке. Наибольшую популярность в это время приобрели показанные по телевидению «Роботек», «Макрон-1» и «Ведьма Салли». В 1996–1997 годах по ТВ успешно прошел мультсериал «Сейлор Мун», ставший впоследствии культовым. А начиная с 2000 года на российском телевидении демонстрировался суперпопулярный по всему миру детский аниме-сериал «Покемон». До этого времени термин «аниме» использовался редко и произведения обозначались просто как «японские мультфильмы». В том же году в Воронеже был проведен первый в России аниме-фестиваль.