Ещё
Джокер
Джокер
Триллер, Драма, Криминальный
Купить билет
Девушки бывают разные
Девушки бывают разные
Приключение, Комедия
Купить билет
Дождливый день в Нью-Йорке
Дождливый день в Нью-Йорке
Комедия, Мелодрама
Купить билет
Гемини
Гемини
Боевик, Триллер, Фантастика
Купить билет
Эверест
Эверест
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Оно-2
Оно-2
Ужасы
Купить билет
Малефисента: Владычица тьмы
Малефисента: Владычица тьмы
Приключение, Фэнтези, Семейный
Купить билет
Матрица
Матрица
Боевик, Триллер, Фантастика
Купить билет
К звёздам
К звёздам
Триллер, Фантастика
Купить билет
Тайна печати дракона
Тайна печати дракона
Приключение, Фэнтези
Купить билет
Герой
Герой
Боевик, Триллер
Купить билет
Дети моря
Дети моря
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Однажды в... Голливуде
Однажды в... Голливуде
Трагикомедия
Купить билет
Король Лев
Король Лев
Приключение, Мюзикл, Семейный
Купить билет
Сестрёнка
Сестрёнка
Драма, Военный
Купить билет
Щенячий патруль: Мегащенки и Шиммер и Шайн
Щенячий патруль: Мегащенки и Шиммер и Шайн
Мультфильм
Купить билет
Леонардо да Винчи. Неизведанные миры
Леонардо да Винчи. Неизведанные миры
Биография
Купить билет
Маленькие чудовища
Маленькие чудовища
Комедия, Ужасы
Купить билет
Волшебник
Волшебник
Трагикомедия, Семейный
Купить билет
Люби их всех
Люби их всех
Триллер, Драма
Купить билет

Приведите Вия: Почему в России беда с массовым кино 

Приведите Вия: Почему в России беда с массовым кино
Фото: Киноафиша
Пока Американская киноакадемия готовится к «Оскару», российская уже вручила «Золотых орлов». Явления, может, и разного порядка, но есть у них кое-что общее. А именно — номинированная на «Оскар» в категории «Лучший фильм» и обойденный номинацией на «Орла» «Гоголь». Блокбастер Marvel стал первым комиксом, номинированным на звание лучшего фильма года. «Гоголь» мог бы стать первым российским фильмом, получившим культовый статус у зрителей и номинированным на индустриальную премию. Но не стал. Зато дал нам повод поговорить о том, как в России учатся снимать массовое кино.
Представьте, что вас связали и посадили смотреть, как годовалое дитя с энтузиазмом и сложным лицом топает по крыльцу, нелепо переставляя ножки и все ближе подходя к краю. Ровно эти чувства обуревают неравнодушного критика, когда он смотрит очередной наш ответ Голливуду, снова и снова ломающий шею на диалогах, ни к чему не нужных любовных линиях и самое главное — звериной серьезности. О, эта серьезность! Это из-за нее мы годами вынуждены читать про воссозданные по «Повести временных лет» интерьеры и костюмы — а потом убегать с «Викинга». Это из-за нее в российском кино приживаются только фильмы про спорт и войну — тоже с воссозданными интерьерами и детально проработанным всем, кроме драматургии и сюжета. Именно поэтому у нас так презирают комедии: их почти некому снимать. Зато плодятся фильмы ужасов — и есть великолепная ирония в том, что, например, , который так и не снял ни одного хорошего хоррора, в итоге стал автором прекрасного ромкома «Статус свободен». После чего опять переключился на социальные высказывания.
За каждым нашим фильмом словно стоят, обнявшись, Тарковский и товарищ Огурцов из «Карнавальной ночи». Музыка должна вести, но не уводить, зрителя голыми ногами не воспитаешь, костюм князя пошить вручную при свечах, в камеру смотреть прочувствованно, излучать Высказывание. Заглушить эти внутренние голоса не способен почти никто из наших режиссеров, берущихся снимать «кино для всех». А если получается — то слом наступает на неизбежном эпигонстве: даже когда речь идет о блокаде Ленинграда, создатели словно оглядываются через плечо на великий авторитет Голливуда.
В результате выходит уродливый гибрид «Титаника» с «Дюнкерком» — и хорошо, что не с «Аватаром». Сам факт съемок зрительского кино вводит режиссера в подражательный ступор, и он начинает прикладывать к себе Тарантино, Спилберга и , поскольку собственные традиции в отношении масскульта в России либо чудовищно устарели (либо не существовали вовсе). Кстати, простенький тест: вспомните выдающийся советский фантастический фильм о космосе? Кто сказал «Солярис»? Видите проблему? Вот и проклятый критиками Бондарчук, на совести которого практически все крупные массовые проекты в отсутствующем для России жанре кинофантастики, видит. И не оставляет попыток.
Россия та страна, где собственное массовое кино рождается долго и мучительно не только из-за проблем индустрии. Причина в менталитете, привычке во всем своем искать исключительно искусство — и это касается не только критиков и зрителей, но и, что ужасно, авторов. Между тем искусство — вертикаль, иерархия: эти будут премированы и останутся в веках, а те сгинут во мраке забвения. Но «Терминатора» будут помнить всегда и во всем мире, и что толку, что «Язык нежности» получил 5 «Оскаров» в тот год? Массовое кино снимают не для премий, а для удовольствия и прибыли — и тем самым часто выигрывают вечность. Иногда даже прибыль не имеет значения: «Эквилибриум» не только был изруган критиками, но и провалился в прокате, чтобы в результате мы плакали на «Джоне Уике», узнавая культовую ганкату.
С точки зрения вертикали «Венома» невозможно смотреть, но выбросьте планку — и вы обнаружите, что «Веном» это явление, причем не только для гигантской фан-культуры. Посмотрите на «Аквамена»: превзошел сам себя в эклектике и дурновкусии, но «Аквамена» посмотрели десятки миллионов. Массовое кино восхитительно в своей безответственности. Оно не имеет к искусству никакого отношения — именно поэтому его так сложно судить общей эстетической меркой: намерить чаще всего получается только на гроб. Но зрителю, который приходит в кино, а не в музей, не нужно искусство. Ему нужна хорошо рассказанная история, в которую он поверит без сопротивления и которая — сюрприз! — будет правдиво оптимистичной, чтобы в хэппи-энд не только хотелось, но и возможно было поверить.
Российское же массовое кино пока блуждает ощупью меж трех дубов — пафос, подражательность, народность (в понимании производителей) — и бьется обо все по очереди. В этих условиях «Гоголь» с его презрением абсолютно ко всему серьезному — это наша «Черная пантера». Только что номинации на лучший фильм в «Золотом орле» он не получил. Зато получили средняя мелодрама «Лед», новогодний хит «Движение вверх» и «История одного назначения» — классическая русская попытка выдать социальную порку за костюмную историю взросления. Выиграла, слава Богу, «Война Анны» — чистейший шедевр, произведение искусства, которого до сих пор практически никто, кроме критиков, не видел, поскольку проката по неведомым причинам так и не случилось.
Очень характерный расклад. Абсолютно наш.
PS А про номинированного на «Орла» за роль Гоголя Александра Петрова мы поговорим как-нибудь потом.
Почему Евгений Лебедев делил жену с другим
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео