Войти в почту

Искусство Поднебесной в Таллинне: по ту сторону света театра теней

ТАЛЛИНН, 3 фев — Sputnik, Ирина Тихомирова. Ровно десять лет назад в нашей стране начали праздновать "китайский Новый год". В честь юбилея в этом году жителям столицы в рамках широкой культурной программы было показано представление в стиле одного из самых древних театральных жанров — театра теней. Коллектив к нам пожаловал из Поднебесной со спектаклем, включающим три новеллы, героями которых являются фантастические персонажи китайской мифологии: сын китайского божества Ли Цзин, сражающийся с Королем Драконов, и Король Обезьян, борющийся с Белым Демоном. Фоном спектакля является традиционная народная музыка, вокал и громкие шумовые эффекты. Одной из трех историй, рассказанных артистами театра теней "Хоню", была сказка "Цапля и черепаха". Зрители — взрослые и малыши — любовались визуальной поэтикой философской притчи о цапле и черепахе, которые в своей простой жизни что-то не поделили. Декорации китайского театра теней "Хоню" В небе парила стая мелких птах, в импровизированной воде медленно и сонно двигались цветные рыбы, на камень приземлилась цапля и своим длинным клювом принялась чистить перышки; из воды на камень вынырнула черепаха. С ивы медленно падал листок, сбитый ветром, на воду слетело нежное перо цапли. Повествование шло только визуальными средствами — публика замерла, чуть не впав в гипноз. Публика Центра русской культуры во время представления театра "Хоню" А в это время за экраном — тонким белым полотном — безмолвно двигались все семь артистов театра: в четком быстром ритме и с выверенной амплитудой, стремительно, чуть ли не со свистом ведя кукол и жестикулируя палочками, к которым те прикреплены, создавали магию сказки. Три актера заставляли цаплю грациозно изгибать шею и переступать на длинных тонких ногах, кто-то "вел" черепаху, а кто-то создавал атмосферу фантастически тонко ухваченной тишины сонной реки. По ту сторону света Театр теней — это очень древний вид искусства, зародившийся в Китае примерно 2000 лет назад. Одной из его особенностей является игра плоских цветных фигурок с тыльной стороны полупрозрачного экрана. Зрители при этом наблюдают движения пестрых резных силуэтов героев историй, которые оживают в руках актеров-виртуозов и умудряются с их помощью достоверно совершать самые сложные действия. Артисты китайского театра "Хоню" Фигурки героев традиционно делают из картона или тонкой кожи. Куклы, задействованные в спектакле, которых корреспонденту Sputnik Эстония довелось разглядеть после представления, сделаны искусно и тонко: они выразительны по силуэту, изящны по форме, а главное — исключительно подвижны благодаря особому строению. Актер по имени "Счастье" После спектакля завязался разговор с участниками театра "Хоню", и улыбчивые китайские артисты с удовольствием рассказали о своем творчестве. Мы узнали, например, что ведущий актер труппы по имени Ло, что в переводе с китайского означает "счастье", работает в театре уже более сорока лет. В коллективе — только профессионалы. Институт не оканчивали, все переняли у старых опытных опытных мастеров. "Раньше это искусство передавалось из поколения в поколение, от родителей к детям, а теперь только редкие энтузиасты занимаются этим жанром", — посетовал Ло. Время подготовки спектакля зависит от сложности персонажей, доверят ли актеру вести сложную куклу — зависит от того, насколько усердно он тренируется. Есть персонажи, которых ведут три человека, при этом надо очень чувствовать партнера. Кроме того, чтобы выполнять это ведение, нужно хорошо представлять, каков твой герой в реальности. При этом совершенно очевидно, что у всех должно быть отличное чувство ритма, ведь спектакль сопровождается музыкой, которая задает не только настроение, но и темп действия, которое то убыстряется, то затихает. Артист Ло китайского театра "Хоню" Западная публика, по словам Ло, следит за красотой, за динамикой происходящего на экране и движением кукол, поскольку не может понять диалоги, звучащие на китайском языке. Китайские зрители следят и за смыслом — это поучительные древние, уже классические истории: одни — из жизни людей, другие — из жизни царства животных. Справка Театр теней — один из видов драматического искусства, который имеет свои корни в Китае. Легенда гласит, что Император Уди (156-187 до н.э.) из династии Западная Хань был подавлен смертью своей любимой наложницы Ли, умершей от болезни. Император скучал по ней так сильно, что потерял желание царствовать. Однажды министр увидел детей, играющих с куклами, которые отбрасывали яркие тени на пол. Вдохновленный этим, министр сделал из бумаги куклу — умершую наложницу императора, чтобы помочь ему преодолеть грусть. Когда наступила ночь, он пригласил императора посмотреть на это. Кукла отбрасывала тень на занавеску. Император был в восторге. Считается, что именно с этого момента началась история китайского театра теней. Фотофакт: огромный китайский дракон "заполз" в центр Таллинна >>

Искусство Поднебесной в Таллинне: по ту сторону света театра теней
© Sputnik Эстония