В прокат вышел фильм "Русский бес": калининградский оператор рассказал о работе со звёздами
В создании нашумевшего фильма Григория Константинопольского "Русский бес", который кинокритики назвали сенсацией фестиваля "Кинотавр" (картина получила приз за лучшую режиссуру), принял участие калининградец. Матвей Ставицкий работал над лентой в качестве оператора-постановщика. "Русский бес" — фильм о молодом мужчине, который ради возлюбленной из обеспеченной семьи решает начать свой бизнес — открыть ресторан. На пути Святослава возникает множество проблем. Одна из них — неизвестный недоброжелатель, который хочет навредить Святославу и его делу. Оператор Матвей Ставицкий родился и вырос в Калининграде. Четыре года он жил в Торонто, после чего переехал в Москву. Матвей, для которого "Русский бес" стал полноценным дебютом как оператора-постановщика полного мета, рассказал "Клопс" о работе в звёздной команде и о причинах отъезда из родного города. — "Русский бес" — фильм со звёздным составом: Ефремов, Раппопорт, Исакова, Стриженов. Как с ними работалось? — Да, в этой ленте много великолепных известных артистов, но на съёмочной площадке ни о какой "звёздности" не шло и речи — все были максимально сосредоточены на работе. Сценарий был написан несколько лет назад, и Григорий Михайлович долго искал на него средства и выжидал правильного момента для того, чтобы начать съёмки. Это настоящее инди-кино, тут не было большого бюджета и головокружительных гонораров, все работали за идею. — Что оказалось самым сложным в съёмках? Какие были особенности в производстве этой картины? — Самым сложным было успевать за потоком идей и режиссёрским стилем Григория Михайловича. Я привык продумывать всё заранее и полагаться на подготовленный съёмочный план. Меня пригласили на проект за несколько недель до "мотора", поэтому подготовиться почти не получилось. Плюс Константинопольский в целом работает очень интуитивно, местами импровизируя, опираясь на свой опыт. Главной особенностью этой картины является то, что мы практически не использовали искусственный свет, старались обходиться преимуществами локаций и мелкими приборами. — В фильме снялся калининградец Виталий Кищенко. С ним удалось пообщаться? — О том, что Виталий работал в "Тильзит-театре", я узнал уже после съёмок. Поговорить об этом нам с ним на площадке, к сожалению, не удалось. — Есть ли актёры, с которыми сложно работать с операторской точки зрения? От чего это зависит? — Тяжело работать с теми, кто тебе не доверяет. Бывает, актёры начинают давать советы по свету или по постановке кадра. К счастью, такое случается крайне редко, и настоящие артисты склонны доверять режиссёру и оператору. — Почему, чтобы добиться успеха в профессии, вам пришлось уехать из Калининграда? Сейчас регион активно вкладывает деньги в кино, говорят даже об открытии профильного заведения. Даст ли это толчок развитию этого направления здесь? — Насколько я знаю, практически всё кино и все сериалы в Калининграде сейчас снимаются приезжими группами. Попасть в операторскую группу на такие съёмки практически невозможно, как мне кажется. Конечно, если появится киношкола, то потенциал Калининграда может сильно возрасти. Город очень кинематографичный и не "заезженный", а одна только Куршская коса чего стоит! Определённого успеха добиться тут можно, но развиваться и расти в какой-то момент станет тяжело. — Калининград по-прежнему считаете "своим" городом? — Конечно! Калининград для меня в самом настоящем смысле дом, стараюсь приезжать сюда как можно чаще, особенно летом. Я тут вырос, провёл большую часть своей жизни, мне хотелось бы думать, что особенное расположение региона, природа и близость к Европе повлияли на мою работу стилистически. — Стать успешным оператором — это хорошие связи или удача? — Думаю, что понемногу и того, и другого. А вообще главное — не как добраться до вершины, а что будет по пути. Я считаю себя начинающим оператором, которому предстоит ещё очень многому научиться. Мечтаю снимать кино и много путешествовать по работе. — Можно ли снять шедевр на мобильный телефон? — Конечно, можно. А можно купить кинокамеру, как Томми Вайсо, и снять худший фильм всех времён. Технологии лишь инструмент режиссёра и оператора.