Кому достался испанский «Оскар»: Рассказываем о лауреатах премии «Гойя»
Чтобы оценить масштабы мультикультурализма, достаточно посмотреть на шорт-лист Goya Awards 2019, где присутствуют одновременно фильм про Дон Кихота от американца Терри Гиллиама, испанский дебют иранского режиссера Асгара Фархади, аргентинский ретро-триллер от продюсера Педро Альмодовара и семейный эпос мексиканца Альфонсо Куарона. Еще лучше иллюстрирует отсутствие границ селфи с церемонии, где присутствуют восемь «королей» испанского хоррора: Алехандро Аменабар («Другие», «Ванильное небо»), Начо Вигалондо («Временная петля», «Моя девушка – монстр»), Пако Пласа («Репортаж», «Репортаж из Преисподней»), Хуан Антонио Байона («Мир Юрского периода 2», «Приют», «Голос монстра»), Родриго Кортес («Погребенный заживо», «Красные огни»), Алекс де ла Иглесиа («Ведьмы из Сугаррамурди», «Убойный огонёк»), Жауме Балагеро («Муза смерти», «Крепкий сон») и Хуан Карлос Фреснадильо («28 недель спустя», «Интакто»). Восьмёрка собралась, чтобы выступить во время награждения Honor Award режиссера культового испанского фильма ужасов 1976 года «Кто может убить ребёнка» Нарсисо Серрадоры. Выступить и рассказать, как он повлиял на их творчество. Итак, победители и проигравшие 2019 года, о которых стоит знать. Начнём, пожалуй, с конца. Премию Goya за лучший иностранный фильм на испанском языке предсказуемо получила «Рома» Альфонсо Куарона. Фильму Терри Гиллиама «Человек, который убил Дон Кихота» достались две технические награды – за грим и Best Production Manager. «Лабиринты прошлого» Асгара Фархади выдвигались по восьми номинациям (фильм, режиссура, сценарий, песня, монтаж, а также роли Хавье Бардема, Пенелопы Крус и Эдуарда Фернандеса), но не получили ничего. «Королевство» Родриго Сорогойена. Семь премий Goya: лучшая режиссура, лучший сценарий, лучшая музыка, лучший монтаж, лучший звук, лучшая мужская роль (Антони де ла Торре), лучшая мужская роль второго плана (Луис Захера), плюс шесть номинаций, которые не сыграли. Острый политический триллер на тему борьбы с коррупцией. Несмотря на изрядную запутанность сюжета, а также попытки режиссёра избегать названий реальных регионов и партий, кино будет интуитивно понятно любому русскому человеку: высокопоставленные чиновники и глава крупного региона воруют бабло, которое приходит из брюссельского Европарламента на покупку земли для ветеранов. Землю они отнимают, застраивают и перепродают, пока к одному из звеньев этой цепи не приходит прокуратура. Понимая, что нужно принести в жертву птицу покрупнее, главный коррупционер решает слить собственного зама, который был уверен, что в течение года займет его место. Но жертва отчаянно сопротивляется и даже хочет мстить. 37-летний режиссер Сорогойен – одна из главных (пусть и спорных) испанских звезд последних лет. У него теперь три премии Goya и одна номинация на Оскар. Но, наверное, куда более примечательной можно считать победу его ведущего актёра Антонио де ла Торре, который последние годы считается настоящим феноменом и гарантом фестивального успеха любой картины с его участием. У него 13 номинаций на Goya, но победной в его карьере была до вчерашнего дня только самая первая. Четыре (!) раза он выдвигался одновременно в двух номинациях – в главной мужской роли и в роли второго плана, в 2013, 2014, 2018 и 2019 году. Такой гонки за победу не было даже в карьере Леонардо ди Каприо. «Чемпионы» Хавье Фессера. Три премии Goya. Лучший фильм, лучший актёр-дебютант (Хесус Видаль), лучшая песня). Самый кассовый испанский фильм 2018 года (23 млн долларов), который многие называют латинским ответом на французское «Бобро поржаловать!». Помощник тренера из столичного баскетбольного клуба подрался с начальством, лишился работы, а потом ещё и загремел в тюрьму за вождение в нетрезвом виде. В качестве наказания судья направляет бузотёра тренировать баскетбольную команду Los Amigos, полностью состоящую из инвалидов – людей с физическими, умственными, сенсорными и психическими отклонениями. Простодушная, старомодная и очень человечная комедия. «Кармен и Лола» Аранцы Эчеварии. Две премии Goya из восьми номинаций. Лучший дебют в режиссуре, лучшая женская роль второго плана (Каролина Юсте). История о том, как встретились две молодые цыганки из мадридского пригорода. Первая была уверена, что её жизнь давно предрешена (муж, семья, дети), вторая всем поведением демонстрировала, что подобные стереотипы – ерунда. Фильм был впервые показан в рамках каннской программы Directors’ Fortnight. «Тень закона» Дэни де ла Торре. Три премии Goya (лучший оператор, лучший костюмер, лучший арт-директор). Ретро-триллер Дэни де ла Торре («Незнакомец») о том, как в 1921 году барселонская охранка безжалостно воевала с анархистским террором и бунтующими профсоюзами. Фильм серьёзно провалился в испанском прокате (сборы меньше 2 млн евро), но был мгновенно куплен Netflix для международного релиза. 30 лет назад и сейчас Педро Альмодовар игнорирует церемонию Goya из принципиальных соображений (их у него, кстати, всего две из 18 номинаций), но на этот раз внезапно появился на сцене в компании пяти своих любимых актрис: Росси де Пальмы, Лолес Леон, Хульеты Серрано и Марии Барранко. По техническим причинам не было только Кармен Мауры и Кити Манвер. Появился вовсе неслучайно: тридцать лет назад они все вместе выходили в этом же составе, когда фильм Альмодовара «Женщины на грани нервного срыва» получил 16 номинаций, из которых выиграл пять. Лауреатка двух премий Latin Grammy 2018 Розалия исполнила песню из культового фильма Карлоса Сауры 1981 года « Быстрей, быстрей». Я сначала даже вздрогнул (неужели великий классик нас покинул?), но потом выяснилось, что певица выбрала песню сама. Выступление Оригинал Песня, за которую Розали взяла две Грэмми Ещё одна молодая исполнительница, Амайя Ромеро, представлявшая в прошлом году Испанию на Евровидении, исполнила вместе с Розалин и каталонкой Юдит Неддерман попурри из четырех песен, которые выдвигались в этом году в номинации «Лучшая песня», в том числе – из «Дон Кихота».