Что такое Берлинале и о чём он говорит
Первые медведи в руках зрителей 1950 год. Берлин поделён на Западный и Восточный, Советский союз и США в разгаре холодной войны, годом ранее образовалось НАТО, а годом позднее откроется первый Берлинский кинофестиваль. Его создаст Оскар Мартэй, чиновник по вопросам кино в Западном Берлине. Именно он убедит американскую военную администрацию в том, что такое событие добавит Америке победных очков в гонке с Советами. Итак, в 1951 кинофестиваль начинает свою историю. В таких непростых условиях Берлинале изначально был политизирован. Создаётся он как пример "свободного мира" в разделённом городе, но страны победившего социализма ещё долго не появятся в конкурсной программе, и позднее СССР из раза в раз будет указывать на "особый статус Берлина" как на причину не ехать на киносмотр. Да, советская картина впервые попадёт на него только в 1974, и репертуар сначала будут привозить в основном из нейтральных или стран-хозяек территории – из Франции, Англии, США. Зрительский ажиотаж – одна из основных черт Берлинале и по сей день – сопровождал показы ещё в первые годы. Фанаты собирались под окнами Джины Лолобриджиды, запросто могли пообщаться со звёздами Голливуда – джентельменами Кэри Грантом, Эрролом Флинном, Джином Келли и безумно популярными Софи Лорен и Джейн Мэнсфилд (список можно продолжать долго). Софи Лорен, Ивонн де Карло, Джина Лолобриджида на Берлинале Фото: forum.westernmovies.fr Самым первым фильмом фестиваля стала оскароносная "Ребекка" Альфреда Хичкока. Снятую в 1940 году, эту ленту жители Берлина из-за войны так и не видели. Кинофестиваль исправил это недоразумение и продолжил привозить в целом довольно мейнстримные картины на радость публике, которая, к слову, реагировала бурно: освистывала или горячо поддерживала фильмы только так. Особый восторг вызвал в своё время фильм Билли Уалдера "Зуд седьмого года", в котором ветер поднял юбку белого плиссированного платья Мерилин Монро, открыв её соблазнительные ноги. Зал взорвался аплодисментами, а сцена навсегда вошла в историю поп-культуры. Фото: malvina-pe.pl Жюри, кстати, поначалу на Берлинале не было, кому отдать награды решали зрители. Так в разные годы победителями становились, например, триллер "Плата за страх" Анри Жоржа-Клузо и мелодрама "Выбор Хобсона" Дэвида Лина. Однако, часто из-за демократии стоящие картины, впоследствии ставшие классикой авторского кино, оставались незамеченными: так случилось, например, с "Рекой" Жана Ренуара и "Расёмоном" Акиры Куросавы. Но даже когда в 1956 году Берлинский кинофестиваль получил статус класса-А, жюри отдало награду в целом довольно поверхностному мюзиклу "Приглашение на танец". Перелом наступит в 1958-ом. Курс на авторское В 58-ом году победителем Берлинале становится один из главных режиссёров авторского кино - швед Ингмар Бергман со своим шедевром "Земляничная поляна". С тех пор программный директор Альфред Бауэр всё больше расширяет репертуар. Так, однажды увидев пронзительные "400 ударов" Трюффо, он в восхищении приглашает на фестиваль и других режиссёров новой французской волны. В результате Золотого медведя получают "Кузены" Клода Шаброля (1959), а годом позднее лучшим режиссёром признают Жана-Люка Годара (уже завсегдатая Берлинале), несмотря на критику прессы, которая обвинила его фильм "На последнем дыхании" в романтизации криминала и аморальности. Жан-Поль Бельмондо и Джин Сиберг в "На последнем дыхании" (1960) Фото: histolines.com Жюри не остановилось на достигнутом: позднее к Годару с провокационной "Женщина есть женщина" добавился мрачный и грустный Антониони со своей "Ночью" про треугольник любовного отчуждения с Жанной Моро, Моникой Витти и Марчелло Мастроянни. "Холодные и нигилистские", эти картины были под стать времени – через несколько недель после их награждения в 61-ом посреди Берлина вырастет стена, и для кинофестиваля наступят тяжёлые времена. Жанна Моро, Марчелло Мастрояни и Моника Витти в фильме "Ночь". Фото: media.ncplus.pl 60-е годы были штормовыми. Череда слабых программ заставила снова задуматься об обновлении. И хотя фестиваль 1966-го в этом заметно преуспел, наградив жестокий новаторский триллер "Тупик" Романа Поланского, Берлинале снова и снова попадал под обстрел критиков. Пик кризиса наступил в 1970 году. Жюри во главе с американским продюсером Д. Стивенсом попросило убрать из программы фильм "o.k." Михаэля Верхувена, в котором американские солдаты изнасиловали и убили вьетнамскую девушку, случай реально произошедший во времена Вьетнамской войны. Поползли слухи о вмешательстве федеральных властей, посыпались обвинения в цензуре, и жюри объявило об отставке. В этом году награды на фестивале не вручались. Новая эпоха В 1971 году появляется новая параллельная программа – Форум. Основной конкурс и Форум стали действовать как антиподы во всём. В конкурсе – большие залы с красными бархатными креслами, объявления на трёх языках, звёзды и изысканно одетая публика, а на Форуме – неформалы с бородой и длинными волосами, неряшливый стиль, расслабленная атмосфера, дебаты. Но главное отличие, конечно, в программах: Конкурс в тот год предложил слабые фильмы, а Форум – авангардные, бескомпромиссные картины на современные темы, среди которых символично не выделяли ни одного победителя. 1974 год. Впервые, пока вне конкурса, показали советский фильм. Им стал "С тобой и без тебя" Родиона Нахапетова, мелодрама, которую тут же прочитали как комментарий к холодной войне. Уже в следующем году на фестивале можно было увидеть фильмы почти из всех социалистических стран. А в 1977 триумфальную победу на Берлинале одержит Лариса Шепитько с лентой "Восхождение". Первый советский фильм, получивший Золотого медведя, оказался последним для выдающегося режиссёра, которая через три года погибла в автокатастрофе. Лариса Шепитько (по центру) с Золотым медведем в руках Фото: ok.ru В эти годы у Берлинского фестиваля появилась ещё одна программа – альтернативная "Инфо-шоу", которая сегодня существует уже под названием "Панорама" и показывает независимые экспериментальные фильмы на острые темы (как, например, ЛГБТ), способные вызвать дискуссию. Кроме того, в 1978 году директор фестиваля Вольф Доннер, придя в гости на детское радио, получил от одного из юных репортёров вопрос: "А почему, собственно, Берлинале только для взрослых?". Так родилась уникальная программа детских фильмов, из которой в будущем появится секция "Поколение", до сих пор направленная на молодых зрителей. Тогда же июньский доселе фестиваль перенесли на февраль, подальше от майских Канн, что позволило Берлинале обрести большую независимость в выборе фильмов. Америка и СССР 80-е стали для Берлинского кинофестиваля невероятно успешными. Америка сильно выступала на нескольких смотрах подряд, голливудские звёзды снова гуляли по красной дорожке. Тогда же в Берлине с новой силой засияла звезда ветерана американского независимого кино Джона Кассаветиса. Его фильмы "Премьера" и "Потоки любви" украсили конкурсы, а последний даже получил Золотого медведя. Джина Роулендс в фильме "Премьера". Фото: filmkuratorium.de В конце десятилетия будто бы ответом в Берлин приехали советские картины. На самом деле началась перестройка, и многие фильмы, пылившиеся на полках, обрели зрителя и на Западе. Здесь и "Прощание с Матёрой" Элема Климова, и "Тема" Глеба Панфилова (Золотой медведь 1987), и "Скорбное бесчувствие" Александра Сокурова, и "Комиссар" Александра Аскольдова, и фильмы Киры Муратовой, Сергея Параджанова и других. Инна Чурикова в фильме "Тема". Фото: bee-cinema.tv После падения Берлинской стены в 90-е Берлинале пришлось снова искать свой путь. Европейское кино начало активное противостояние с Голливудом. Последний же заметно усилил своё влияние на программу, а заодно честно поставлял своих звёзд для прохода по ковровой дорожке, привлекая всё больше и больше зрителей. Здесь и сейчас Такое наследие досталось нынешнему директору фестиваля Дитеру Косслику. С его приходом в 2001 году Берлинале наводит свой фокус на немецкое кино: в основном конкурсе стабильно участвуют по 3-4 фильма. Поддержка национальной кинематографии с первых лет фестиваля была в приоритете. Билли Уалдер в интервью 1952-го говорил: "Весь мир ждёт немецкого кино. Если они начнут копировать Голливуд, это будет конец" . И надо сказать, немцы достигли успехов: "Транзит" Кристиана Петцольда, "Моего брата зовут Роберт, и он идиот" Филиппа Грёнинга, "Между рядами" Томаса Штубера – лишь только самые свежие примеры аутентичных и интересных работ. "Моего брата зовут Роберт, и он идиот". Фото: primetraveller.ru Кроме этого, Берлинский кинофестиваль всё больше становится площадкой для освещения и обсуждения общественных и политических проблем, для заявлений, мнений и даже провокаций. В 2003 по поводу политики Буша и Войны в Персидском заливе на Берлинале высказываются Спайк Ли, Оливер Стоун, Мартин Скорсезе, фильмы высвечивают остросоциальные темы. А в 2013 Шайя Лабаф уже шествует по ковровой дорожке с бумажным пакетом на голове, где написано "I am not famous anymore" ("Я больше не знаменит"), а Ларс фон Триер привозит свою "Нимфоманку" и разгуливает перед прессой, обвинившей его в нацизме и фактически изгнавшей его из Канн, в футболке с надписью "Persona non grata". В конкурсе награждают фильмы Джафара Панахи, иранского опального режиссёра. Ларс фон Триер на Берлинале. Фото: The Indipendent Сейчас на первый план в кино фестиваля вышли темы свободы и власти, сексуального подавления и эксплуатации. Острее встаёт тема миграции, а с приходом к власти в Америке Дональда Трампа кинематографисты всё больше делают упор на документальное/более реалистичное с одной стороны, а с другой – обращаются к прошлому и его ошибкам, осмысляя диктаторские по духу политические режимы. Так в 2016 году главный приз забирает документальная лента "Море в огне" Джанфранко Рози о беженцах, прибывающих за новой жизнью и спасением, на остров Лампедуза, который служит "вратами" в Европу. А на кинофестивале прошлого года показывают "Время Дьявола" о военной диктатуре в Филиппинах и "Молчание других" о режиме Франко в Испании. "Время дьявола". Фото: Variety Последний Берлинский фестиваль удивил многих, наградив экспериментальную неуютную и странную работу "Недотрога" ("Touch me not") румынской постановщицы Адины Пинтилие, которая исследует темы сексуальности и интимности в современном мире. Этим решением жюри разделило критическое сообщество на два лагеря: кто-то восхищается этим ходом, который на фоне осторожных победителей Канн и Венеции выглядит очень смело и нетривиально, а кто-то считает, что Берлинале проиграл соперникам, наградив такую непопулярную картину. Адина Пинтилие и каст её фильма на награждении Берлинале-2018. Фото: bworldonline.com Так или иначе, в этом году, когда Дитер Косслик в последний раз подобрал программу для Берлинале (в мае 2019 заканчивается его директорство), интересно будет посмотреть, как фестиваль смотрит на обстановку в мире, какие настроения он поймает и что решит поддержать призами.