Ещё

Что такое Берлинале и о чём он говорит 

Что такое Берлинале и о чём он говорит
Фото: Ревизор.ru
Первые медведи в руках зрителей
1950 год. Берлин поделён на Западный и Восточный, Советский союз и США в разгаре холодной войны, годом ранее образовалось , а годом позднее откроется первый Берлинский кинофестиваль. Его создаст Оскар Мартэй, чиновник по вопросам кино в Западном Берлине. Именно он убедит американскую военную администрацию в том, что такое событие добавит Америке победных очков в гонке с Советами.
Итак, в 1951 кинофестиваль начинает свою историю. В таких непростых условиях Берлинале изначально был политизирован. Создаётся он как пример «свободного мира» в разделённом городе, но страны победившего социализма ещё долго не появятся в конкурсной программе, и позднее СССР из раза в раз будет указывать на «особый статус Берлина» как на причину не ехать на киносмотр. Да, советская картина впервые попадёт на него только в 1974, и репертуар сначала будут привозить в основном из нейтральных или стран-хозяек территории — из Франции, Англии, США.
Зрительский ажиотаж — одна из основных черт Берлинале и по сей день — сопровождал показы ещё в первые годы. Фанаты собирались под окнами Джины Лолобриджиды, запросто могли пообщаться со звёздами Голливуда — джентельменами , Эрролом Флинном, Джином Келли и безумно популярными и  (список можно продолжать долго). Софи Лорен, Ивонн де Карло, Джина Лолобриджида на Берлинале Фото: forum.westernmovies.fr Самым первым фильмом фестиваля стала оскароносная «Ребекка» Альфреда Хичкока. Снятую в 1940 году, эту ленту жители Берлина из-за войны так и не видели. Кинофестиваль исправил это недоразумение и продолжил привозить в целом довольно мейнстримные картины на радость публике, которая, к слову, реагировала бурно: освистывала или горячо поддерживала фильмы только так. Особый восторг вызвал в своё время фильм Билли Уалдера «Зуд седьмого года», в котором ветер поднял юбку белого плиссированного платья , открыв её соблазнительные ноги. Зал взорвался аплодисментами, а сцена навсегда вошла в историю поп-культуры. Фото: malvina-pe.pl Жюри, кстати, поначалу на Берлинале не было, кому отдать награды решали зрители. Так в разные годы победителями становились, например, триллер «Плата за страх» Анри Жоржа-Клузо и мелодрама «Выбор Хобсона» Дэвида Лина. Однако, часто из-за демократии стоящие картины, впоследствии ставшие классикой авторского кино, оставались незамеченными: так случилось, например, с «Рекой» и «Расёмоном» .
Но даже когда в 1956 году Берлинский кинофестиваль получил статус класса-А, жюри отдало награду в целом довольно поверхностному мюзиклу «Приглашение на танец». Перелом наступит в 1958-ом.
Курс на авторское
В 58-ом году победителем Берлинале становится один из главных режиссёров авторского кино — швед со своим шедевром «Земляничная поляна». С тех пор программный директор всё больше расширяет репертуар. Так, однажды увидев пронзительные «400 ударов» Трюффо, он в восхищении приглашает на фестиваль и других режиссёров новой французской волны. В результате Золотого медведя получают «Кузены» (1959), а годом позднее лучшим режиссёром признают Жана-Люка Годара (уже завсегдатая Берлинале), несмотря на критику прессы, которая обвинила его фильм «На последнем дыхании» в романтизации криминала и аморальности. и  в «На последнем дыхании» (1960) Фото: histolines.com Жюри не остановилось на достигнутом: позднее к Годару с провокационной «Женщина есть женщина» добавился мрачный и грустный Антониони со своей «Ночью» про треугольник любовного отчуждения с , и . «Холодные и нигилистские», эти картины были под стать времени — через несколько недель после их награждения в 61-ом посреди Берлина вырастет стена, и для кинофестиваля наступят тяжёлые времена. Жанна Моро, Марчелло Мастрояни и Моника Витти в фильме «Ночь». Фото: media.ncplus.pl 60-е годы были штормовыми. Череда слабых программ заставила снова задуматься об обновлении. И хотя фестиваль 1966-го в этом заметно преуспел, наградив жестокий новаторский триллер «Тупик» , Берлинале снова и снова попадал под обстрел критиков. Пик кризиса наступил в 1970 году. Жюри во главе с американским продюсером Д. Стивенсом попросило убрать из программы фильм «o. k.» Михаэля Верхувена, в котором американские солдаты изнасиловали и убили вьетнамскую девушку, случай реально произошедший во времена Вьетнамской войны. Поползли слухи о вмешательстве федеральных властей, посыпались обвинения в цензуре, и жюри объявило об отставке. В этом году награды на фестивале не вручались.
Новая эпоха
В 1971 году появляется новая параллельная программа — Форум. Основной конкурс и Форум стали действовать как антиподы во всём. В конкурсе — большие залы с красными бархатными креслами, объявления на трёх языках, звёзды и изысканно одетая публика, а на Форуме — неформалы с бородой и длинными волосами, неряшливый стиль, расслабленная атмосфера, дебаты. Но главное отличие, конечно, в программах: Конкурс в тот год предложил слабые фильмы, а Форум — авангардные, бескомпромиссные картины на современные темы, среди которых символично не выделяли ни одного победителя.
1974 год. Впервые, пока вне конкурса, показали советский фильм. Им стал «С тобой и без тебя» , мелодрама, которую тут же прочитали как комментарий к холодной войне. Уже в следующем году на фестивале можно было увидеть фильмы почти из всех социалистических стран. А в 1977 триумфальную победу на Берлинале одержит с лентой «Восхождение». Первый советский фильм, получивший Золотого медведя, оказался последним для выдающегося режиссёра, которая через три года погибла в автокатастрофе. Лариса Шепитько (по центру) с Золотым медведем в руках Фото: ok.ru В эти годы у Берлинского фестиваля появилась ещё одна программа — альтернативная «Инфо-шоу», которая сегодня существует уже под названием «Панорама» и показывает независимые экспериментальные фильмы на острые темы (как, например, ЛГБТ), способные вызвать дискуссию.
Кроме того, в 1978 году директор фестиваля Вольф Доннер, придя в гости на детское радио, получил от одного из юных репортёров вопрос: «А почему, собственно, Берлинале только для взрослых?». Так родилась уникальная программа детских фильмов, из которой в будущем появится секция «Поколение», до сих пор направленная на молодых зрителей. Тогда же июньский доселе фестиваль перенесли на февраль, подальше от майских Канн, что позволило Берлинале обрести большую независимость в выборе фильмов.
Америка и СССР
80-е стали для Берлинского кинофестиваля невероятно успешными. Америка сильно выступала на нескольких смотрах подряд, голливудские звёзды снова гуляли по красной дорожке. Тогда же в Берлине с новой силой засияла звезда ветерана американского независимого кино . Его фильмы «Премьера» и «Потоки любви» украсили конкурсы, а последний даже получил Золотого медведя.
Джина Роулендс в фильме «Премьера». Фото: filmkuratorium.de В конце десятилетия будто бы ответом в Берлин приехали советские картины. На самом деле началась перестройка, и многие фильмы, пылившиеся на полках, обрели зрителя и на Западе. Здесь и «Прощание с Матёрой» Элема Климова, и «Тема» (Золотой медведь 1987), и «Скорбное бесчувствие» , и «Комиссар» , и фильмы , и других. в фильме «Тема». Фото: bee-cinema.tv После падения Берлинской стены в 90-е Берлинале пришлось снова искать свой путь. Европейское кино начало активное противостояние с Голливудом. Последний же заметно усилил своё влияние на программу, а заодно честно поставлял своих звёзд для прохода по ковровой дорожке, привлекая всё больше и больше зрителей.
Здесь и сейчас
Такое наследие досталось нынешнему директору фестиваля . С его приходом в 2001 году Берлинале наводит свой фокус на немецкое кино: в основном конкурсе стабильно участвуют по 3-4 фильма. Поддержка национальной кинематографии с первых лет фестиваля была в приоритете. Билли Уалдер в интервью 1952-го говорил: «Весь мир ждёт немецкого кино. Если они начнут копировать Голливуд, это будет конец». И надо сказать, немцы достигли успехов: «Транзит» , «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» Филиппа Грёнинга, «Между рядами»  — лишь только самые свежие примеры аутентичных и интересных работ. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот». Фото: primetraveller.ru Кроме этого, Берлинский кинофестиваль всё больше становится площадкой для освещения и обсуждения общественных и политических проблем, для заявлений, мнений и даже провокаций. В 2003 по поводу политики Буша и Войны в Персидском заливе на Берлинале высказываются , , , фильмы высвечивают остросоциальные темы. А в 2013 Шайя Лабаф уже шествует по ковровой дорожке с бумажным пакетом на голове, где написано «I am not famous anymore» ("Я больше не знаменит"), а  привозит свою «Нимфоманку» и разгуливает перед прессой, обвинившей его в нацизме и фактически изгнавшей его из Канн, в футболке с надписью «Persona non grata». В конкурсе награждают фильмы Джафара Панахи, иранского опального режиссёра. Ларс фон Триер на Берлинале. Фото: The Indipendent Сейчас на первый план в кино фестиваля вышли темы свободы и власти, сексуального подавления и эксплуатации. Острее встаёт тема миграции, а с приходом к власти в Америке кинематографисты всё больше делают упор на документальное/более реалистичное с одной стороны, а с другой — обращаются к прошлому и его ошибкам, осмысляя диктаторские по духу политические режимы. Так в 2016 году главный приз забирает документальная лента «Море в огне» о беженцах, прибывающих за новой жизнью и спасением, на остров Лампедуза, который служит «вратами» в Европу. А на кинофестивале прошлого года показывают «Время Дьявола» о военной диктатуре в Филиппинах и «Молчание других» о режиме Франко в Испании. «Время дьявола». Фото: Variety
Последний Берлинский фестиваль удивил многих, наградив экспериментальную неуютную и странную работу «Недотрога» ("Touch me not") румынской постановщицы , которая исследует темы сексуальности и интимности в современном мире. Этим решением жюри разделило критическое сообщество на два лагеря: кто-то восхищается этим ходом, который на фоне осторожных победителей Канн и Венеции выглядит очень смело и нетривиально, а кто-то считает, что Берлинале проиграл соперникам, наградив такую непопулярную картину. Адина Пинтилие и каст её фильма на награждении Берлинале-2018. Фото: bworldonline.com Так или иначе, в этом году, когда Дитер Косслик в последний раз подобрал программу для Берлинале (в мае 2019 заканчивается его директорство), интересно будет посмотреть, как фестиваль смотрит на обстановку в мире, какие настроения он поймает и что решит поддержать призами.
Видео дня. Почему легендарный «майор Вихрь» умер в 35 лет
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео