Советские фильмы, рекомендованные к просмотру Гарвардом
Популярность того или иного фильма часто определяется субъективной оценкой зрителей: нравится или не нравится. Но есть картины, существование которых крайне важно для истории кино вцелом. О них и пойдет речь.
Пять фильмов, которые необходимо посмотреть хотя бы раз в жизни.
«Броненосец "Потемкин"», 1925

Режиссер — Сергей Эйзенштейн
Немой фильм Эйзенштейна в разные годы не один раз признавали лучшим или одним из лучших фильмов всех времен и народов. Причем таковым его признавали не только критики, но и зрители.
«Андрей Рублев», 1966

Режиссер — Андрей Тарковский
Черно-белый фильм, в финале обретающий цвет, ставит целью показать, как непросто, подчас из крови и грязи, создается настоящее искусство.
Ограниченная премьера картины состоялась в 1967 году. После просмотра “Андрея Рублева” начальники киностудии обвинили авторов фильма в пропаганде жестокости. Ленту потребовали перемонтировать и сократить. В переделанном виде картина вышла в ограниченный прокат в 1971 году, но большинство зрителей в итоге увидело ее лишь в 1987 году.
“Андрей Рублев” стал настоящим событием в кинематографической среде: в СССР впервые была показана духовная и религиозная сторона Руси в данном формате.
«Летят журавли», 1957 год

Режиссер — Михаил Калатозов
Один из самых красивейших фильмов о любви и войне, снятый по мотивам пьесы Виктора Розова “Вечно живые”, вполне заслуженно стал лауреатом “Золотой пальмовой ветви” Каннского фестиваля в 1958 году.
А об операторской работе Сергея Урсулевского не говорил разве что ленивый. Урсулевский впервые для съемок сцены главного героя создал круговые операторские рельсы.
«Иван Грозный», 1944

Режиссер — Сергей Эйзенштейн
Еще один фильм легендарного режиссера отметили специалисты Гарвардского университета. Эта историческая картина, состоящая из двух серий, стала последней работой мастера. Здесь, как и в фильма Тарковского “Андрей Рублев” преобладают черно-белые тона. И лишь один из эпизодов второй серии и финал картины сняты в цвете.
За первую серию фильма, вышедшую на экраны в 1945 году, Эйзенштейн получил Сталинскую премию, а вот вторую через год подвергли жесткой критике. Режиссеру настоятельно рекомендовали внести правки в фильм. Но переделать картину не удалось: работа была остановлена в связи с болезнью и смертью Эйзенштейна. Лишь в 1958 году вторая часть “Ивана Грозного” в первозданном виде была представлена зрителям.
«Война и мир», 1967

Режиссер — Сергей Бондарчук
Экранизация знаменитого романа Льва Толстого стала одной из самых масштабных работ в творчестве режиссера, а также вошла в список картин с самым высоким бюджетом в советском кинематографе. Работа над фильмом велась в течение шести лет и была отмечена массой наград: в 1969 году “Война и мир” стала лауреатом премии “Оскар” в номинации “Лучший фильм на иностранном языке”, а также удостоилась премии “Золотой глобус” в той же категории. В 1965 году фильм был отмечен главным призом Московского международного фестиваля, а в 1966 году первая серия киноэпопеи стала лидером проката в СССР.
Масштабность батальных сцен и новаторский подход к съемке панорам были отмечены критиками и простыми зрителями.