Войти в почту

В Бельгии открылась выставка Ларса фон Триера об алмазах и кино

АНТВЕРПЕН (Бельгия), 6 февраля. /Корр. ТАСС Ася Арутюнян/. Режиссер Ларс фон Триер, автор фильмов "Меланхолия" (Melancholia, 2011) и "Нимфоманка" (Nymphomaniac, 2013), стал автором необычной инновационной выставки под названием "Меланхолия: Алмаз" (Melancholia: The Diamond), презентация которой состоялась во вторник вечером в Музее современного искусства Антверпена (MuHKA). Кинорежиссер, творчество которого славится своей загадочностью и смелыми экспериментами, остался верен себе даже в этой новой для него сфере. "Если вы пришли и увидели эту выставку, то вы не сможете описать ее своему другу. Вы просто скажете ему, что лучше сходить и посмотреть самому", - как нельзя лучше описал экспозицию в интервью корреспонденту ТАСС ее продюсер Леонид Огарев. Виртуальная реальность Режиссер придумал арт-объект "из будущего", сочетающий алмаз и технологию VR (виртуальную реальность), посвятив его своему фильму "Меланхолия" - фантастической драме с Кирстен Данст и Шарлоттой Генсбур в главных ролях. В просторном зале бельгийского музея выставлен "главный герой" экспозиции - сросток кристаллов алмазного происхождения более массой 12 карат, ограненный в Антверпене. С помощью очков виртуальной реальности посетитель получает возможность отправиться в трехминутное путешествие прямо "в алмаз" в сопровождении музыки Вагнера. "И у каждого получается свое, отличное от других, путешествие. Я увидел то, что вы никогда не увидите, и вы увидели то, что не увижу я. Каждая увиденная история - неповторяющаяся. Таким образом, это персональная выставка, индивидуальный контакт маленького реального человека с огромным виртуальным алмазом, как и задумал Ларс", - описывает выставку Огарев. Исполнившаяся мечта Как сообщил в беседе с корреспондентом ТАСС директор Антверпенского музея Барт де Бар, изначально идея создания выставки Триера показалась ему невозможной. "Сначала казалось, что это невозможно. Алмаз и желание - это все, что было в самом начале, больше ничего. Конечно, я сказал, что задумка интересна, но мне необходимо было поговорить с Ларсом, послушать его, чтобы понять, как он это видит и понимает", - рассказывает он. По словам Бара, он понял, что задуманная выставка - мечта Триера. "Для нас проведение этой экспозиции было помочь ему реализовать мечту, она очень важна для него, - добавил он. - И вот сегодня мы видим результат - никто не остается равнодушным. Каждый, кто видит эту выставку, говорит, что она немного странная, необычная, что ее надо видеть". Сам Ларс фон Триер не смог приехать на презентацию своей выставки, однако подключился к вечеру буквально на минуту по видеосвязи. "Не знаю, как я попал в это, но, кажется, я попал", - заявил он, вызвав смех и аплодисменты собравшихся. Он поблагодарил продюсера Леонида Огарева и директора MuHKA Барта де Бара за организацию экспозиции и спешно "отпросился" на ужин. Режиссерский нарциссизм? Действительно, вряд ли выставка выдающегося режиссера оставит кого-либо равнодушным. Это наглядно показала сама презентация, на которой собрались и деятели кино из разных стран, и художники, и критики, и кураторы различных музеев. Так, известный бельгийский живописец Люк Тюйманс заявил в беседе с корр. ТАСС, что он видит нарциссизм в экспозиции Триера: "Это нарциссизм, что еще? Но я думаю, это интересно" - сказал он, засмеявшись. Кроме того, по словам художника, выставка привлекает своим минимализмом. "Она минималистична, и это очень красиво. Это привлекает", - добавил он. Менеджер по работе с клиентами российской горнорудной компании "Алроса Бельгия" Александр Галкин отметил, что работа Триера заставляет задуматься об истории алмаза. "То, как это сделано в искусстве Триера, заставляет задуматься о том, что каждый алмаз - это целая вселенная со своей историей, со своим характером. Думаю, что этот проект, с одной стороны, узконаправленный, с другой - будет популярным среди широкого круга людей", - сказал он. Выставка в Москве По словам продюсера Огарева, "Меланхолия: Алмаз" обязательно доберется до Москвы. "Выставка обязательно пройдет в Москве, пока не могу сказать, когда именно, где. В течение этого месяца мы определимся с планами, сейчас ведутся уже предварительные переговоры", - сказал он, отметив, что экспозицию намерены показать по всему миру. "Думаю, этот проект может очень интересно получиться в России - в стране, которая является крупным производителем алмазов", - добавил Огарев. Сама инсталляция презентованной в Антверпене выставки и программное обеспечение арт-объекта были сделаны в России. Говоря о планах, продюсер также сообщил, что Триер планирует создать еще 12 арт-объектов, и в итоге получится по одному на каждый из 13 фильмов режиссера. Любовь к вечным алмазам Сам Триер признается, что давно неравнодушен к "вечным алмазам", которым, кстати, был посвящен его первый документальный фильм, снятый им еще в киношколе. И интерес к этим камням не иссякает до сих пор. "Я сделал 13 художественных фильмов, но всегда испытывал чувство, словно мне чего-то не хватает. И вдруг у меня появилась идея - дополнить каждую картину памятником - памятником из бриллиантов, нерушимым", - приводятся слова режиссера в изданном к выставке буклете. Выставка в Бельгии откроется для широкой аудитории 8 февраля и продлится до 5 мая.

В Бельгии открылась выставка Ларса фон Триера об алмазах и кино
© ТАСС