Жизнь в жёлтом цвете. На экраны вышел новый фильм о Ван Гоге
Каждый из нас хотя бы раз в своей жизни слышал имя Винсента Ван Гога. Возможно, каждый второй видел в соцсетях или интернете хотя бы одну его картину или слышал тот факт, что художник отрезал себе ухо. Фильмов по биографии великого гения импрессионизма снято предостаточно, художника уже успели сыграть такие знаменитые актёры, как: Кирк Дуглас, Тим Рот, Бенедикт Камбербэтч. И даже в прошлом году на экраны вышел первый полнометражный анимационный фильм, нарисованный масляными красками на досках «С Любовью, Винсент», сюжет которого основан на переписке импрессиониста с братом Тео. Каждый из режиссёров пытался по-своему изобразить жизнь Ван Гога, взглянуть на неё через свою призму. Американский кинорежиссёр Джулиан Шнабель решил не оставаться в стороне, тем более, что в его маленьком послужном списке только фильмы, основанные на биографиях знаменитых личностей: художника Жана-Мишеля Баския («Баския»), редактора журнала Elle Жана-Доминика Боби («Скафандр и бабочка»), кубинского поэта Рейнальдо Аренаса («Пока не наступит ночь»). Благодаря тому, что сам Шнабель является не только режиссёром, но и живописцем, ему особенно удалось прочувствовать и изобразить жизнь и работу нидерландского художника, его душевные терзания и приступы вдохновения. Фильм получился максимально нестандартным и необычным, и обыденному зрителю, который приходит в кино ради развлечения, вряд ли понравится. Его сюжетная структура не похожа на большинство художественных лент, хронотоп местами размазан и порой заставляет теряться в реальности. Кроме того, в картине очень много субъективной съёмки (от первого лица), которая то плавно излагает кадры, то мечется от детали к детали. Если не быть знакомым с биографией Ван Гога, сложно понять, чем обусловлен такой режиссёрский ход. Но такие кинематографические тропы Шнабель использовал для того, чтобы зритель как можно тоньше смог прочувствовать героя, ощутить его состояние и то, что он переживает. Даже реплики и аудиодорожки в фильме смонтированы так, что невольно начинаешь испытывать тревогу вместе с самим художником. Например, через эффект эха и повторения. К слову, диалогов в ленте не так много. Самые важные из них, пожалуй, — беседы и дискуссии с Полем Гогеном о живописи и манере письма, а также предсмертный разговор со священником, где Ван Гог произносит: «Возможно, мои картины предназначены для тех, кто ещё не родился». Через эту фразу Шнабель будто отражает свою надежду на то, что художник в глубине души всё же верил в то, что его талант будет признан спустя годы. Особенность фильма – своеобразное «погружение» зрителя в происходящее на экране, благодаря которому он отправляется в путешествие по стране импрессионизма, начинает смотреть на окружающий мир глазами гения. Каждый кадр наполнен буйством красок, солнечным светом, сочным безумием, которое отражал на своих холстах Ван Гог. Герой касается травы, деревьев, земли, слушает шум ветра, любуется изумрудными кронами на фоне ясного неба, вдыхает жёлтый свет заходящего солнца, и зритель невольно вторит ему. Нужный эффект был достигнут благодаря работе французского оператора Бенуа Деломма. Кроме того, в фильм вкраплены сюжеты знаменитых картин импрессиониста, написанные в период его пребывания в Арле и Сен-Реми, а он сам на некоторых кадрах выглядит так, словно только что сошёл с собственных автопортретов. Уильям Дефо, несмотря на то, что почти вдвое старше Ван Гога (Дефо 62 года, Ван Гог умер в возрасте 37 лет), мастерски вжился в роль. Веришь каждой его ужимке, каждому взгляду, конвульсиям в психическом припадке и искренней влюблённости в красоту природы. Дефо удалось очень точно передать то отчаяние, в которое был погружен художник всю жизнь, его боль от непонимания и непринятия обществом. В какой-то момент даже начинает казаться, что перед тобой на экране и не актёр вовсе, а сам Ван Гог. За эту роль Уильям Дефо уже успел получить «Золотой глобус», а также кинопремию «Выбор кинокритиков». На момент выхода картины актёр является номинантом на премию «Оскар», и есть все основания полагать, что он достоин этой награды, как никто. «Я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка, это так... Но я не сожалею» - так написал Ван Гог в своём последнем письме брату Тео. Хочется верить, что это действительно так, что несмотря на то, что его гениальность и признали только спустя несколько лет после смерти, в глубине души сам он верил в то, что творит на века, что о его картинах будут говорить ещё спустя 100, 200, 300 лет, и что все 37 лет жизни он просто стоял «на пороге вечности», а потом лишь шагнул в неё, оставив миру ясный свет своих красок. Пожалуй, с теми же надеждами и создавал Джулиан Шнабель свой новый фильм.