12 выдающихся режиссёрских дебютов, которые стоит посмотреть
С этой недели в российском прокате будет идти драма «Девочка» Лукаса Донта о трансформации хрупкой балерины Лары, родившейся в теле мальчика и вынужденной пройти через операцию и гормональную терапию. Эта картина — один из главных фильмов прошлогоднего Каннского кинофестиваля, она получила там четыре приза — за лучший дебют, за работу исполнителя главной роли Виктора Полстера, за освещение ЛГБТ-темы и приз от международной федерации кинопрессы. К выходу «Девочки» Buro. вспомнил ещё 12 выдающихся режиссёрских дебютов в кино. «Секс, ложь и видео» Режиссер: Стивен Содерберг Год: 1989 Дебютный фильм Содерберга, несмотря на название, вызывающее ассоциации с порно, — малобюджетная камерная драма об обретении любви после разочарования в ней без единой сцены секса. 25-летний на момент написания сценария режиссёр с трудом нашёл деньги на съёмки, и продюсеры не верили в него до последнего. К счастью его работу заметила отборщица главного американского фестиваля независимого кино «Сандэнс» Марджи Скурос, настоявшая на участии картины в конкурсе. Главный приз фильм не взял, но получил приз зрительских симпатий, а позже стал каннским триумфом — там «Секс, ложь и видео» взял и Гран-при, и приз международной ассоциации кинопрессы, и приз за лучшую мужскую роль для Джеймса Спейдера. Кроме того, у фильма была масса номинаций на международных премиях, включая «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA. «Бешеные псы» Режиссёр: Квентин Тарантино Год: 1991 Фильм-сенсация Каннского кинофестиваля 1992 года моментально сделал из Тарантино востребованного режиссёра. Саркастичная драма о том, как группа грабителей банков пытается разобраться, кто их подставил и сдал полиции, получила почти единодушные похвалы ведущих кинокритиков. Гротексно грубая и жестокая картина, напичканная отсылками к поп-культуре, в начале 90-х выглядела неимоверно свежо и интересно, а актёрский состав был признан одним из идеальнейших в истории кино. «Бешеные псы» вошли в историю кино, породив кучу подражателей и преданных поклонников режиссера. Картина получила приз жюри на «Сандэнсе» и приз международной кинопрессы на кинофестивале в Торонто. «Четыреста ударов» Режиссёр: Франсуа Трюффо Год: 1959 Один из первых и главных фильмов французской новой волны рассказывает о трудном подростке Антуане Дуанеле, переживающем разлад в собственной семье и не желающем мириться с глупыми школьными правилами. Главный герой картины полнометражного дебюта Трюффо во многом автобиографичен, и даже актёра на главную роль он искал с похожей внешностью. Жан-Пьер Лео, в итоге сыгравший Антуана, тоже походил на этого персонажа — он сам был ярым нарушителем школьной дисциплины. Картина Трюффо участвовала в основном конкурсе Канн и взяла приз за лучшую режиссуру. Ещё фильм номинировали на «Оскар» за сценарий и на Гран-при BAFTA. Но ещё важнее тот факт, что работа Трюффо считается шедевром вне времени, и нет силы, способной заставить критиков и киноведов перестать ставить «Четыреста ударов» в различные списки лучшего и обязательного к просмотру. «Беспечный ездок» Режиссёр: Деннис Хоппер Год: 1969 «Беспечный ездок» не только первый, но и лучший фильм в режиссёрской карьере Денниса Хоппера, начинавшего как актёр и сыгравшего главного злодея в «Синем бархате» Дэвида Линча и фотографа в «Апокалипсисе сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы. Картина принесла Хопперу приз Канн за лучший дебют и номинацию за лучший адаптированный сценарий на «Оскар». Фильм о противостоянии свободолюбия и конформизма стал культовым роуд-муви, образцом для многих независимых кинематографистов и попал в американский Национальный реестр фильмов, имеющих особое культурное, историческое или эстетическое значение. И Хопперу удалось проделать это без поддержки каких-либо киностудий и с бюджетом всего лишь в 340 тысяч долларов. «Прочь» Режиссёр: Джордан Пил Год: 2017 Своим дебютом Джордан Пил выстрелил в двух зайцев и попал в каждого: он вписался в набиравшую высоту волну интеллектуальных фильмов ужасов и одновременно удовлетворил запрос на увеличение репрезентации афроамериканцев в киноиндустрии. «Прочь» принёс режиссеру три номинации на «Оскар», из которых Пил унёс домой статуэтку за «Лучший сценарий» (впрочем, даже номинации за лучшую режиссуру и лучший фильм — отличное достижение). Главное же, не было издания, не написавшего про дебют Пила, и все отзывы были преимущественно положительные. Дальше больше — многие режиссёры поддержали Пила, а признание коллег — ещё одна важная высота. Теперь все с нетерпением ждут второй фильм Пила «Мы», трейлер которого уже успел взбудоражить всех синефилов. «Гражданин Кейн» Режиссёр: Орсон Уэллс Год: 1941 Этот дебют обычно называют величайшим в истории кино. 25-летний на момент съёмок Орсон Уэллс уже имел опыт в театре, но ещё не работал в кино. Будучи крайне самовлюбленным человеком, Уэллс ещё и сыграл в своей картине главную роль — богача Чарльза Кейна, газетного магната небанальной судьбы, ставшего из приличного идеалиста таким же отталкивающим человеком, как телеведущий Дмитрий Киселев. Для того времени нелинейная структура фильма была в новинку: картина начиналась со смерти главного героя, а потом его жизнь показывается зрителю флешбеками. Авангардистские приёмы из «Гражданина Кейна» так плотно засели в киноязык, что эта драма однозначно считается величайшим фильмом из всех когда-либо снятых. При этом в год выхода ленты у кинокритиков не сложилось единого консенсуса по её поводу, но работа Уэллса всё же получила девять номинаций на «Оскар» и выиграла только в одной — сценарной. «На последнем дыхании» Режиссер: Жан-Люк Годар Год: 1960 Годар, пожалуй, самый известный режиссёр французской новой волны — его фильмы чаще расходятся на картинки для тамблера, а сам он долгие годы успешно подогревал интерес к себе острым языком и склочным характером. «На последнем дыхании» — одна из первых картин, созданных мятежными молодыми французскими режиссёрами 60-х. История угонщика Мишеля, пытающегося скрыться от полиции и очаровать американскую студентку Патрицию, одновременно выглядит очень реалистично благодаря камере, следующей за героями, что на тот момент было новаторством, и не даёт зрителю забыть, что это всё же кино, за счёт несглаженного монтажа. Годар получил за фильм второй приз Берлинале, почтение синефилов и критиков и прочное место во всех курсах по истории и теории кино. «Голова-ластик» Режиссер: Дэвид Линч Год: 1977 Полнометражный дебют Дэвида Линча, ставший культовой классикой, медленно, но уверенно завоевал аудиторию ночными показами — кинотеатры не рисковали ставить такую экспериментальную вещь в лучшее время. Линч снимал «Голову-ластик» несколько лет с перерывами, бюджета не было, были только грант, помощь от родственников и деньги, заработанные самыми разными способами, вроде работы курьером. В итоге история об ужасах монотонности жизни и отцовства не принесла режиссёру какие-нибудь выдающиеся номинации и награды, зато получила признание не только аудитории, но и критиков, а также ряда выдающихся коллег Линча — картина очень нравилась Стэнли Кубрику, Мелу Бруксу и Джорджу Лукасу. «Красота по-американски» Режиссёр: Сэм Мендес Год: 1999 Простой на поверхности, на деле сложный для однозначных интерпретаций фильм Мендеса, складывается из целого калейдоскопа тем разного масштаба: американский образ жизни, кризис среднего возраста, гомофобия, свобода, сексуальность и многое другое. Его герой — 42-летний сотрудник рекламного агентства, потерявший интерес к жизни и пытающийся возродить его через роман со школьной подругой своей дочери. Из восьми номинаций на «Оскар» картина победила в пяти, включая «Лучший фильм» и «Лучший режиссёр». Ещё три статуэтки фильм взял три на «Золотом глобусе», шесть — на BAFTA и одну — на «Грэмми» за саундтрек. «Одинокий мужчина» Режиссёр: Том Форд Год: 2009 Том Форд, более известный как дизайнер и автор идеальных мужских костюмов, неожиданно проявил себя с самой лучшей стороны как кинорежиссёр. Свой фильм он снял по одноимённому роману Кристофера Ишервуда, это история профессора английской литературы, тяжело переживающего смерть своего партнёра. Центром притяжения картины стал Колин Ферт, блестяще исполнивший главную роль. Он получил полдюжины номинаций за свою работу, но «Оскар» и «Глобус» в итоге ушли другим актёрам, а он забрал домой статуэтки BAFTA и Венецианского кинофестиваля. Впрочем, у фильма есть масса других достоинств — продуманная работа с цветом, хороший сценарий, выверенное построение кадров, невероятные интерьеры, предсказуемо впечатляющие костюмы и Джулианна Мур в роли женщины, скучающей по прошлому светской львицы. «Безумный Макс» Режиссёр: Джордж Миллер Год: 1979 Доктор по первой профессии, Миллер работал на скорой помощи, когда разрабатывал идею фильма вместе с кинооператором и продюсером Байроном Кеннеди. Бюджет у тандема был небольшой, поэтому рабочий процесс вышел затянутым и финальный монтаж проходил у Миллера на кухне. Вряд ли эти австралийцы могли представить себе, насколько успешным будет их боевик-антиутопия о недалёком будущем, где вся жизнь сосредоточена вокруг городов, полицейские ходят с ног до головы в коже и ловят байкеров в опасных погонях и весь мир погряз в топливном кризисе. Во-первых, «Безумный Макс» долго держал рекорд по наивысшему соотношению бюджета и прибыли — 200 000 долларов против 100 000 000 долларов. Этот рекорд был побит только в 2000 году «Ведьмой из Блэр». Во-вторых, фильм дал старт одной из важнейших франшиз в истории кино. Можно ещё добавить, что уже следующий же фильм про полицейского Макса, потерявшего всю семью, сделал из австралийского актёра Мела Гибсона голливудскую звезду. «Человек кусает собаку» Режиссёры: Бенуа Пульворд, Реми Бельво, Андре Бонзель Год: 1992 Бельгийский тройничок режиссёров выдал саркастичный чёрно-белый фильм о группе документалистов, снимающих фильм о серийном убийце и постепенно втягивающихся в его криминальную деятельность. Каждый из режиссёров по отдельности, правда, почти никуда дальше по этой стезе не продвинулся, а жаль — если бы хотя бы один из них смог держать такую планку, мир получил бы больше отличных комедий. В Каннах фильм получил Премию общества драматических авторов и композиторов и Специальный приз молодёжного жюри как лучший фильм.