"Зритель думающий – лучший друг". Не стало Сергея Юрского
Сергей Юрский – одна из ключевых фигур отечественного театра и кино. Сказать о нем только "актер" – слишком мало, хотя сыгранных им ролей, что называется, не перечесть. Но он был еще и режиссером, сценаристом, поэтом и писателем, книги которого полны размышлений, наблюдений, анализа жизненных коллизий. При этом Сергей Юрский всегда утверждал, что сцена для него – "священное место, где нельзя играть в ботинках, в которых ты идешь по улице". Его актерский путь начался в середине 1950-х под руководством выдающегося мастера Георгия Товстоногова в Большом драматическом театре в Ленинграде. Сергей Юрский сразу зарекомендовал себя как актер эксцентрического стиля. Он был ироничен, играл легко, темпераментно, считая себя клоуном по призванию. Что совсем не удивительно, ведь его отец был известным режиссером цирка, и в детстве мальчик много времени проводил на арене. Позже талант комика проявился и в самой известной киноработе актера – роли Остапа Бендера в экранизации романа Ильфа и Петрова "Золотой теленок", и в роли дяди Мити в комедии "Любовь и голуби", заставлявшей зрителей хохотать до слез. Убедительным актер был всегда – как в кино, так и в театре. За 20 лет работы в знаменитом БДТ он сыграл десятки блистательных ролей, но его коронным спектаклем была комедия Грибоедова "Горе от ума", где его персонаж – Чацкий – словно обращался из XIX века к нашим современникам. Ленинградские чиновники от культуры, судя по всему, нашли исполнение Юрского даже слишком современным. И в итоге запретили ему играть эту роль. Конфликт постепенно углублялся, и актер вынужден был переехать в Москву. В театре имени Моссовета премьерных ролей у него было не так много – самая значительная, пожалуй, в спектакле "Фома Опискин" по Достоевскому. Тогда не терпящий простоя артист обращается к режиссуре. В центре его внимания оказывается театр абсурда. Одним из высших достижений ХХ века Сергей Юрский считал пьесу Эжена Ионеско "Стулья". Он сам перевел ее и поставил в театре "Школа современной пьесы", перенеся этот трагифарс на русскую почву. Спектакль имел оглушительный успех, его играли более 200 раз в 15 странах. Смелым экспериментом была и постановка пьесы "Король умирает" Ионеско, в которой Юрский играл на французском языке. К сожалению, ее так и не увидели во Франции. Зато Юрский играл вместе с французскими артистами в парижском театре Бобиньи (Bobigny) в спектакле "Дибук", ставшем сенсацией сезона. А еще европейские зрители были потрясены моноспектаклем "Русская Чертовщина", показанном в Милане, куда российского актера на фестиваль программ на фаустовские темы пригласил крупнейший режиссер мирового театра Джорджо Стрелер. Хорошо знают Сергея Юрского и в Японии, где он ставил спектакли в театрах Токио. А многие россияне знают и любят Юрского еще и как потрясающего чтеца. С концертными программами по произведениям русских классиков он объехал всю Россию. Свои появления на сцене он часто предварял прямыми обращениями к публике, словно у него была потребность диалога со зрителем не только на страницах своих книг, но и при личном общении. "Для меня зритель думающий, умный, интеллигентный – лучший друг", – говорил актер. У Сергея Юрского – безупречная репутация, вокруг его личности никогда не было досужих разговоров. И он всегда чувствовал свою ответственность перед этой репутацией. "Я не свободен, – говорил он. – Мне нельзя сняться в рекламе, нельзя сыграть скабрезного, непристойного героя… И я дорожу своей несвободой!" А еще он верил в истину. Достичь ее нелегко. Но определить направляющий вектор – это значит постичь смысл жизни.