По киноследам жизни Сергея Юрского

На 84 году жизни скончался народный артист России Сергей Юрский. Последние годы он играл в Театре имени Моссовета и в Школе современной пьесы, иногда снимался в фильмах, но редко. Свои лучшие роли Юркий сыграл в 70-80-е. Для зрителя он навсегда останется Остапом Бендером, дядей Митей и Груздевым. Вспоминаем его самые запоминающиеся работы. Дядя Митя, "Любовь и голуби" Дядя Митя, наверное, – самая известная роль Юрского. Его герой настолько харизматичный, что многие помнят каждый эпизод с ним, а реплики ушли в народ. Его фееричный "инфаркт микарда" или комичный монолог: "А я со своей в контрах. Она там, а я тут. Она туда, а я сюда. Пускай помарафонит" – проявление абсолютного гения советского кинематографа. Юрский потрясающе сыграл задорного деревенского мужика, который любит не только выпить, но и свою Санюшку. Не в последнюю очередь именно благодаря дяде Мите “Любовь и голуби” пересматривают вновь и вновь уже 35 лет. Смешно, как будто впервые. Видео: YouTube/Киноконцерн "Мосфильм" Иван Груздев, "Место встречи изменить нельзя" "Очень трудно искать в темной комнате черную кошку. Особенно, если там ее нет" – это цитату Груздева помнят все, кто хотя бы раз смотрел фильм. И не потому, что ее сказал Конфуций, а потому "как" ее произнес Юрский. В роли интеллигентного врача, подозреваемого в убийстве своей жены, актер смотрится удивительно органично. Видео: YouTube/Pinturicchio channel Виктор Сорокин (Викниксор), "Республика ШКИД" "Педагог – это прежде всего борец!" Эта картина стоит отдельным столпом в фильмографии Юрского. Здесь он в главной роли – директора школы, готового бороться за жизни малолетних беспризорников и "поворачивать реки этих судеб вспять". Он сыграл так блестяще, что его герой стал олицетворением идеального педагога советского времени. Для многих он – экранный Антон Макаренко. Леонид Павлючик, журналист, кинокритик: "Республика ШКИД" – настоящий творческий хит Юрского. Во времена моей молодости это был один из самых громких фильмов, на который валом валил народ. Людям не хватало витамина смеха, витамина радости, а картина была неожиданным прочтением послереволюционных лет через призму комедии, юмора". Видео: YouTube/Фильмы Импровизатор, "Маленькие трагедии" Мария Безрук, кинокритик: "Сергей Юрский был олицетворением абсолютного интеллигента, который очень любил русский язык и литературу, прекрасно знал нашу культуру и умел ее здорово доносить до зрителя, пропуская через себя. Для меня с детства Сергей Юрский – это в первую очередь импровизатор из "Маленьких трагедий" Швейцера. В СССР каждую зиму по телевизору показывали этот фильм. Я смотрела их запоем по сто раз, потом перечитывала томики Пушкина и учила наизусть. И до сих пор я могу цитировать куски тех же "Египетских ночей", потому что у меня в голове звучит интонация Сергея Юрского” Видео: YouTube/jork strug Остап Бендер, "Золотой теленок" "Работники из вас, как из собачьего хвоста сито" Мария Безрук, кинокритик: "Безусловно, одна из самых ярких работ Сергея Юрского – "Золотой теленок". Но парадокс в том, что он был совершенно не похож на Остапа Ибрагимовича из книги Ильфа и Петрова. Здесь была любовь на сопротивление. Все прекрасно понимали, что это не Бендер Ильфа и Петрова, но забывали об этом. Это был Юрский в костюме Бендера, и нам этого было достаточно". Видео: YouTube/Александр Коваль Сценарист и постановщик, телеспектакль "Игроки XXI" Мария Безрук, кинокритик: "Юрский – это целая эпоха в российском театре, кино и литературе. Для меня колоссальным шоком был его телеспектакль "Игроки XXI", который создала АРТель АРТистов Сергея Юрского. Это чуть ли не первая постановка классического произведения (по пьесе Николая Гоголя "Игроки" – прим. ред.) в современных условиях. Это было совершенно новое слово в русском театре, попытка разговаривать о современности посредством классического произведения, которое при этом звучало злободневно".

По киноследам жизни Сергея Юрского
© Москва24