Войти в почту

«Дау»: что это — фильм, сериал или перформанс?

До 17 февраля в Париже показывают “Дау” Ильи Хржановского. Первоначально “Дау” задумывался как многосерийный фильм о советском физике-теоретике, лауреате Нобелевской премии Льве Ландау. Однако совершенно неожиданно фильм вырос в огромный проект, соединяющий в себе кино, современное искусство, концерты, перформансы и инсталляции,а от истории о знаменитом физике фактически осталось только имя. Как создавался “Дау”? Первоначально планировалось, что сценарий фильма будет основан на воспоминаниях жены Льва Ландау — Конкордии (Коры) Дробанцевой и архивных материалов о нем. Сам Илья Хржановский тогда говорил, что хотел бы сделать фильм по принципу “Расемона” Акиры Куросавы. “Мне бы хотелось построить фильм по принципу “Расемон”“: взгляд на одну личность с различных точек зрения”, — делился он. К написанию сценария также был привлечен писатель Владимир Сорокин. Однако в процессе работы изначальный замысел кардинально изменился, и уж чем-чем, а биографией Льва Ландау проект считать точно нельзя. Первоначально бюджет должен был составить сначала 3,5 миллионов долларов, затем вырос до 10 миллионов. По последним данным, на реализацию было затрачено 70 миллионов долларов. Проект начали в 2008 году со съемок в Санкт-Петербурге. Основная часть снималась в Харькове, а также в Баку, Москве, Копенгагене и Лондоне. Всего было отснято около 700 часов. Сейчас “Дау” — это 13 полностью смонтированных фильмов и сериалов, длительностью от часа до 10 часов. Что происходит? “Дау” можно назвать примером трансгрессивного искусства. Для него характерны слом обыденных норм и установок, повышенный интерес к человеческому телу, насилию и безумию. Действие проекта разворачивается в некоем условном “Институте” — его огромная декорация специально для проекта была построена в Харькове. Институт существует в период с 1938 по 1968 год, причем все герои обязаны были соответствовать эпохе. Доходило до того, что люди получали зарплату в советских рублях, и тратили ее в столовой с советскими продуктами и напитками. Ни один предмет из XXI века не допускался — вплоть до белья. Главного героя зовут Дау — домашнее прозвище академика Ландау, его играет Теодор Курентзис, жену Ландау— Нора (роль исполняет Радмила Щеголева), а академик Капица стал академиком Крупицей (Николай Воронов). Помимо этих героев в проекте занято еще около 300 человек. Профессиональных актеров в “Дау” практически нет, но есть студенты, сотрудники органов государственной безопасности, проститутки, безработные, интеллектуалы, ученые, священники и раввины. Как такового сценария не было — все участники импровизировали, единственными условиями было соответствовать заданной эпохе и персонажам.У каждого из участников было право уйти из проекта в тот момент, когда они этого захотят. Что в “Дау” шокирует? В проекте довольно много сексуальных сцен, включая достаточно жесткие. Участники “Дау” занимались сексом зная, что их снимают. Каждый потом отсматривал получившийся материал, и давал, либо же не давал свое согласие на то, чтобы эпизоды с его участием показывались. Есть в “Дау” эпизоды со сценами сексуального насилия, и съемки убийства животных. Где показывают проект? “Дау” показывают в Париже в трех пространствах: театрах Шатле и де ля Виль, а также в национальном центре культуры и искусства имени Жоржа Помпиду.Также есть отдельные пространства, устроенные в духе фильма, где на протяжении всего проекта (он начался 24 января и продлится до 17 февраля) будут жить участники “Дау”. Зритель должен купить специальную “визу”: на 6 часов — она стоит 35 евро, 24 часа -75 евро или бессрочную за 150 евро. За это время он может просмотреть столько материала, на сколько хватит сил и желания. В случае, если зритель покупает визу более, чем на 6 часов, то он должен заполнить специальную анкету с личными вопросами и сдать мобильный телефон. Человеку выдают специальный девайс, предлагающий мероприятия, а зритель соглашается на участие в них или отказывается. Помимо анкеты, чтобы приступить к просмотру “Дау”, нужно пообщаться с человеком в специальной кабинке: там сидят священники разных конфессий, психологи или социальные работники.В случае, если вам становится некомфортно, то вы имеете право в любой момент уйти. Беседа записывается, и после окончания ей либо можно поделится со всеми остальными посетителями, либо стереть.В дальнейшем планируется сделать из “Дау” полнометражный фильм, но когда это случится — пока неизвестно. Как восприняли “Дау”? Неоднозначно. Так, например, газета The Guardian сравнила “Дау” с проектом “Догма 95”( направление в кинематографе, поставившее во глав угла документальность, отсутствие режиссера, оптических эффектов и мнимого действия), а также фильмами Ларса Фон Триера. Le Figaro и The New York Times раскритиковали то, как устроен проект. В частности, журналисты изданий указывали, что часть площадок на момент открытия не работала, люди постоянно стояли в очередях, на самой съемочной площадке царил хаос, а людям приходилось работать с раннего утра до поздней ночи. Российская пресса проект в основном хвалит. Так, русская служба BBC пишет, что Хржановский ”вышел не только на какой-то прежде невиданный уровень постижения отношений искусства и реальности, но и на новый уровень постижения природы человека. И сделал это в гигантском, поистине беспрецедентном масштабе”. “Документальное и научно-популярное, драма, мелодрама, комедия, трагедия, гротеск, сто пудов любви и несколько сцен, на которых многим захочется закрыть глаза и уши… И конечно, это прежде всего зрелище вуайеристское, стопроцентно авторское, в котором запечатлелись наваждения, комплексы и безумства режиссера Хржановского”, — пишет “Коммерсант”. Отзывы зрителей тоже полярные. Так, кто-то пишет, что смотреть “Дау” “Дико скучно, даже местами дико и мерзко”, кто-то, наоборот говорит, что “увиденное ошеломляет, это самое значительное и безумное событие в кино, не только российском, за годы”. Несмотря на неоднозначные оценки увидеть “Дау” стоит, поскольку это точно масштабное событие, как в мировом кино, так и в современном искусстве в целом.

«Дау»: что это — фильм, сериал или перформанс?
© КТО?ЧТО?ГДЕ?