Как сибирский шпион споил главнокомандующего и взбудоражил армию на востоке Украины
Полвека тому назад взошла звезда сибиряка Юрия Соломина. После того как уроженец Читы сыграл главную роль в пятисерийном телевизионном фильме "Адъютант его превосходительства", он немедленно стал: а) популярнейшим из актеров советского кино; б) любимцем женщин Советского Союза. Сам фильм до появления "17 мгновений весны", несомненно, был лучшим отечественным сериалом, отобрав пальму первенства и у ленты "Щит и меч", и у "Майора Вихря". Несмотря на солидный возраст, "Адъютант" и сегодня смотрится с интересом, выгодно отличаясь от богатого советского архива фильмов о Гражданской войне в России. В чем успех? Три источника, три составляющие части шедевра Разумеется, прежде всего — в прекрасной режиссерской работе Евгения Ташкова. Во-вторых — в прекрасном актерском ансамбле. Что интересно, Юрий Соломин получил главную роль красного разведчика, скрывающегося под маской личного адъютанта командующего белой Добровольческой армией Ковалевского, что называется, в последний момент. Капитана Кольцова должен был играть Михаил Ножкин. И, думаю, у него тоже вышел бы достойный адъютант, стоит вспомнить хотя бы шикарного Рощина в «Хождении по мукам» в его исполнении девятью годами позже. Но, конечно, Кольцов у Соломина на экране выглядит «породистей». Самое главное — создатели сценария угадали ход времени, поняли, что народу нужны не картонные герои, а живые люди из плоти и крови, с нервами и человеческими слабостями. При этом главный герой должен быть, разумеется, безупречен. Долой комиксы! В «Адъютанте» в этом плане много новшеств. Помню с детских времен, как все — и взрослые, и дети — радостно тыкали пальцами в тачанку банды батьки Ангела (нестандартная роль великого Анатолия Папанова), на которой кривыми мужицкими пальцами была выведена надпись «Бей белых, пока не покраснеют, бей красных, пока не побелеют». Совсем недавно советский человек ничего подобного в фильме про героев Гражданской войны не мог увидеть ни в каком приближении. В этом сериале сценаристы, как нарочно, свели белых и красных командиров в плену у «зеленого» бандита, чтобы дать им возможность почувствовать свою общность, понять, что война, в которой они участвуют, — братоубийственная, что высокая идейность красных и благородные манеры белых могут соседствовать в одном обществе, чуть только созреют любые подходящие условия. Недаром же ставший начальником тюрьмы белогвардейский поручик спасает от неминуемой смерти краскома Сиротина, который в свое время спас ему жизнь в плену у батьки Ангела. Центральная фигура фильма — красноармейский разведчик, бывший капитан царской армии Павел Кольцов. В недавнем прошлом — фронтовой офицер, храбрый человек, он принял сторону красных, являясь, по сути, все еще человеком того мира, за сохранение которого бились его вчерашние товарищи по оружию, русские офицеры, вставшие на сторону белого дела. Любопытно, что через несколько лет в экранизации романа Алексея Толстого «Хождение по мукам» у Юрия Соломина появилась возможность снова побыть в личине красного разведчика из бывших — он сыграл красного командира Ивана Телегина, «фланирующего» (термин разведчиков и контрразведчиков) по тылам белых под видом выписанного из госпиталя белого офицера. И вновь «марковско-корниловско-алексеевская одежка» ему к лицу. Снова — попадание в точку в образе. Разношёрстность представителей белого дела показана зримо и правдиво. Да так, что зрителю все понятно без объяснений — «бывшие» бегут, «будущие» догоняют. Белые, красные, русские… Кстати, насчет объяснений. Почему-то считается, что капитан Кольцов сумел объяснить сыну полковника Юрию свою правоту. Как по мне, Кольцов в этом разговоре неуверенно и не очень уютно себя чувствует. И Юрий Соломин, кстати, мастерски эту нервную неуверенность, задумчивость своего героя в непростом разговоре с подростком демонстрирует. И тут — еще одна правда жизни. Выполняя задание по уничтожению беляцкого эшелона с английскими танками, разведчик красных не колеблется — он готов пожертвовать собой. Он человек военный. Приказ и долг превыше всего. Благодаря участию в съемках превосходных советских артистов у Ташкова была возможность показать целый набор типов белогвардейцев, действовавших как вблизи фронта, так и в тылу у красных. Чего стоит один только Николай Гриценко, который играет главу белого подполья в Киеве. Откуда только что взялось у бывшего ясиноватского железнодорожника — столько сановности в жестах, словах, манерах, столько жестокой барской убежденности в правоте своего дела. А какой красавец Виктор Павлов, сыгравший мерзавца Мирона Осадчего. Как по мне — его лучшая роль. Ну и конечно, обаятельный и беспредельно жестокий командующий Добровольческой армией Владимир Зенонович Ковалевский — чуть подправленный портрет реального командующего этой армией Владимира Зеноновича Май-Маевского. Сила актерского дарования Владислава Стржельчика сделала невозможное — главный белогвардеец в советском фильме вызывает даже сочувствие, а в отдельных эпизодах — симпатию. Красному разведчику противостоит умный, хитрый, недоверчивый полковник Щукин, начальник контрразведки белых. Переиграть такого противника — большая удача. Он настолько профессионален, что, и правда, только удача пару раз спасает агента красных от разоблачения. Что и говорить, кино вышло правдивое, насколько тогда можно было правдиво изображать противников большевиков. Эта нота искренности, это стремление к уходу от привычного комикса «Неуловимых» и байопиков типа «Чапаева», зрителю понравились, нравятся и по сей день. Вот, казалось бы, нынче можно было бы уйти от практики соввласти, возносившей одних в однозначные герои, а других записавшей в отъявленные мерзавцы. Но нет — теперешние киношники бросаются в другую крайность, просто поменяв плюсы с минусами местами. Причем перекос такой, что даже неудобно смотреть. «Адъютант его превосходительства» стал любимым хитом многих поколений только по одной причине — увлекательный сценарий, кроме сюжетной линии, взял за основу реальные события кровавого 1919 года. Кино и действительность: шпион споил шефа В фильме показан один из ключевых эпизодов Гражданской войны в России. Летом 1919-го Добровольческая армия белых, удачно выдержав оборону Донбасса в первой половине года, решительно перешла в наступление, за короткий срок взяв Екатеринослав, Полтаву, Киев, Харьков. Прототип капитана Кольцова, настоящий адъютант его превосходительства генерала Май-Маевского, капитан Макаров, действительно был красным разведчиком. Правда, в отличие от книжного и киношного персонажа, он преуспел немного. Впоследствии бывшие чины штаба Май-Маевского ехидно вспоминали, что наибольшей диверсией Макарова было спаивание командующего, известного в армии своим пристрастием к спиртному. До такой, кстати, степени, что Деникин вынужден был отставить Май-Маевского от командования, заменив его Врангелем. Части белых стремительно пошли вперед, но конец их был близок: собравшиеся с силами красные наголову разбили белых под Орлом и Воронежем, после чего Вооруженные силы Юга России откатились в Крым. Кстати, герой писателя Игоря Болгарина, по роману которого и поставлен сериал, уцелел, несмотря на печальный финал фильма, и геройствовал еще в семи романах. Вот где поле творчества постановщиков сериалов, казалось бы. Да полно, справится ли кто? Тема-то деликатнейшая. Хотя именно сериал сегодня, в отличие от тех времен полувековой давности, стал самым популярным жанром киноискусства. Полвека самостоятельной жизни Как и полагается всякому культовому произведению, «Адъютант» быстро зажил своей собственной жизнью. Юрий Соломин надолго стал капитаном Кольцовым, «адъютантом», да и за другими актерами долго еще тянулся шлейф славы, настигшей их после выхода на экраны этого талантливого фильма. Сериал стал одним из последних представителей так называемого поэтического кино шестидесятых, этого пласта отечественного кинематографа, которому были не чужды романтика, суровая и сдержанная героика, лиричность и вдохновенность. Через несколько лет в СССР началось «закручивание гаек», и фильмы на военную тематику, особенно о «гражданке», снова стали возвращаться к жёстким идеологическим лекалам. В народе же фильм, как это свойственно шедеврам, был растаскан на сцены и цитаты. «А ведь это ты, Мирон, Павла убил», «Огонек прикрути — коптит», «Павел Андреевич, вы шпион?— Видишь ли, Юрий…», «Ты у нас молодой ышшо», «Иногда я сомневаюсь, была ли у вас мать» — все эти фразочки долго гуляли в массах в советское время, иной раз их используют в текстах песен — например, группа «Аквариум» в своей песне «2-12-85-06». А какая прекрасная музыка Андрея Эшпая сопровождает фильм! И еще одно немаловажное замечание. Можно сколько угодно петь дифирамбы этому шедевру кинематографа, но нельзя не видеть и не сокрушаться от того прискорбного обстоятельства, что фильм находится в довольно скверном состоянии, его качество оставляло желать лучшего и ранее, а нынче, наверное, и не сыскать нормальной копии. Не пора ли российскому кинопроизводству, телевидению отреставрировать памятник талантам, упорству и чувству собственного достоинства наших предков? По какую бы сторону баррикад они ни стояли в кино и в жизни.