На какие картины тратит деньги Фонд кино?

Минкульт еще в прошлом году ввел такую практику: публиковать список должников. То есть тех, кинокомпаний, которым на возвратной основе дали госсубсидии, а они их не вернули. В прошлый раз была 21 компания. Причем шесть из них не только не вернули деньги, но и не сняли фильмы. Сейчас в перечне 24 игрока, которые должны Фонду кино больше 700 миллионов рублей. Цифра значимая, учитывая, что фонд ежегодно выделяет на проекты 3 миллиарда рублей. Хотя в списке есть и те должники, которые начали снимать еще несколько лет назад, но до сих пор не расплатились. У кого-то возникли проблемы на стадии производства. Кто-то просто провалился в прокате. Кино, вообще, рискованный бизнес, замечает продюсер Сергей Сельянов. Сергей Сельянов продюсер «Фонд кино, его основная и единственная концепция, и KPI с этим связанный, это создание фильмов с большим зрительским потенциалом. Кино — это рискованный бизнес во всем мире, и, конечно, рынок недостаточен для того, чтобы все фильмы отбивались. Для этого господдержка и существует, которая примерно в среднем 40% составляет в этих картинах. Остальное — частные деньги». О чем картины компаний-должников, можно примерно догадаться даже из названий: «Дед Мороз. Битва магов», «Алмазный крест», «Герой». В последней ленте — 2016 года — в главной роли снялся популярный певец и непрофессиональный актер Дима Билан. Эта масштабная драма на фоне Первой мировой войны получила от государства 80 миллионов рублей, которые до сих пор не возвращены. Это один из самых больших долгов. Общий же бюджет — примерно полмиллиарда. В прокате фильм собрал все те же 80 миллионов. То есть провалился. Да и критики отнеслись, мягко говоря, недружелюбно. Вот цитата из одной рецензии: «Лубочная патриотическая эрзац-похлебка, рассчитанная на поклонников Димы Билана и пустоголовых зрителей». Но в фильме есть героические события. Такие ленты обычно легко получают от Фонда кино деньги. Правда, есть еще один важный момент. До того, как государство подтвердит финансирование, частные деньги на любое кино просто не найти, говорит Александр Голубчиков. Александр Голубчиков гендиректор компании «Настоящее кино», директор по рекламе в «Бюллетене кинопрокатчика» «Продюсеры когда заявляют свои проекты в Фонде кино и в Минкульте, объясняя, какое в итоге большое и масштабное полотно у них получится, апеллируют к тому, что без стартового капитала что-либо произвести невозможно. По сути, только благодаря тому, что государство вкладывает какие-то средства в производство российского кино, являясь тем самым в некотором смысле гарантом продюсеров, это как раз позволяет привлекать сторонние средства». Вообще, российское кино и прибыль — понятия, которые не так часто идут рука об руку. Тут много аспектов, в том числе и экономических. Вот только одна из примет времени: крупная сеть «Люксор», задолжав кредиторам, потеряла контроль над большей частью своих кинотеатров. Слишком оптимистично смотрели на рынок и слишком много денег брали в долг. Другой же аспект связан с тем, что в России снимаются и фильмы, на которые зрители идут. И которые, соответственно, приносят прибыль. Самый яркий пример прошлого года — «Движение вверх». Бюджет 450 миллионов рублей, сборы — 3 миллиарда. Здесь все просто: бывает хорошее кино, а бывает плохое. К какой категории относить некоторые задолжавшие фонду ленты? Это вопрос, все-таки к зрителям. Но если государство сократит субсидии, то в кинотеатрах будет меньше отечественных фильмов. А это уже вопрос политический.

На какие картины тратит деньги Фонд кино?
© BFM.RU