«Мистер Джонс»: как создавали фильм о журналисте, который рассказал миру о Голодоморе

Украинского языка сценарист Андреа Халупа почти не знает. Но на новой родине в США она сохранила самое дорогое: мемуары деда родом с Донбасса. В детстве от него она впервые услышала слово «голодомор». Годы спустя уже от нее, американской журналистки, защищающей идеалы Майдана, о Голодоморе узнала съемочная группа фильма «Мистер Джонс». Андреа Халупа, сценарист «Дед описывал, например, как брел по украинской улице и видел младенца, пытавшегося разбудить свою мать, которая уже умерла от голода. А навстречу ребенку шел обессиленный человек с повозкой, в которую собирали тела. Он схватил младенца и бросил его туда же, к трупам. Этот эпизод попал и в написанный мной киносценарий. Мы его не раз редактировали, но эту сцену никто так и не тронул» Сцены советской действительности, в том числе и московские, режиссер Агнешка Холланд воссоздавала на своей родине в Польше и в Украине. Оттуда — часть бюджета и продюсирование. За разрешением на съемки в Москву не обращались. И тем более затрудняются оценить шансы проката такого фильма в России сегодня. Агнешка Холланд, режиссер «Сегодня многие россияне понимают, что при Сталине они, может, и не были счастливы, не были богаты, и, конечно, не были свободны. Зато им кажется, что они были объединены и как будто бы в безопасности — словно в клетке зоопарка. Это вызывает у них ностальгию. И это серьезный урок для всего мира, который показывает, что свобода для человека может и не иметь значения» Для официальной России, где называют Голодомор в Украине «надуманной проблемой», это вдвойне неудобный киносюжет. 1933 год: независимый журналист Гарет Джонс, взяв интервью у Гитлера, собирается в СССР в надежде на аудиенцию с советским вождем. Он хочет знать, какой ценой страна Советов кует победы в пятилетках и создает свою промышленность. Столь же смелого и упорного коллеги по имени Пол Клеб, по сценарию убитого в Москве в 30-х, у подлинного Джонса не было — но это ли не намек на Пола Хлебникова? Эти намеки и вопросы, отсылающие зрителя из советских реалий в сегодняшние, расставлены по всему фильму. Одна из его ключевых тем — роль пропаганды, молчания и лжи для сохранении власти тогда и сейчас. Или fake news, как говорит на пресс-конференции Агнешка Холланд. Агнешка Холланд, режиссер «В наши дни и в моей родной стране я знакома с рядом журналистов, которые занимаются чистой пропагандой ради поддержки польского правительства. Когда я сказала одному из них, что он напоминает мне коммунистических пропагандистов из 50-х, он страшно обиделся — ведь сам-то он убежден, что доносит до людей правду» И драматический, и реальный Гарет Джонс доберется из Лондона не до товарища Сталина, а до окрестностей Сталино — сегодняшнего Донецка. А там — распухшая от голода страна. В отличие от иных западных корреспондентов, пошедших в Москве 30-х годов на сделку с Кремлем и с совестью, Гарет Джонс поплатится за свою же принципиальность. Вначале карьерой, затем, вероятно, и жизнью: В 35-м при загадочных обстоятельствах он погибнет в Монголии. Но именно от Гаррета, имя которого теперь почти забыто, мир впервые узнал о масштабах голода в СССР. Петер Сарсгаард, актер «Для меня это было поразительно — представьте, что вы однажды проснулись и узнали, что в мире был Холокост» Задолго до героев этой красной дорожки о голоде в СССР благодаря Гарету Джонсу узнал и будущий классик мировой литературы Джордж Оруэлл. Именно эти свидетельства вдохновят Оруэлла на написание антисоветской сатиры «Скотный двор». Ее автор — один из героев фильма. Легендарную повесть, в которой первыми узнавали себя бежавшие из СССР украинцы, на пресс-конференции в Берлине дарят актерам. Джеймс Нортон, актер «Чем больше времени мы проводили на съемках в Украине, тем сильней я понимал, сколь значима эта история для самих украинцев. Любая попытка вызвать дискуссию в обществе о Голодоморе мне кажется важной» На красной дорожке не только на пиджаке Джеймса Нортона заметен значок с узнаваемым профилем. На фотографии — их коллега, сидящий в российский тюрьме режиссер Олег Сенцов. Акция в его поддержку предваряет премьеру картины на Берлинале. О важности правды — без лишних слов.

«Мистер Джонс»: как создавали фильм о журналисте, который рассказал миру о Голодоморе
© RTVI