Советские фильмы, основанные на реальных событиях
Возможно, некоторые картины из этой подборки вас удивят.
Лука возвращается
На основе подлинных фактов в 1970 году снят фильм «Возвращение «Святого Луки», первый в трилогии о полковнике Зорине – его сыграл Всеволод Санаев.
По сюжету инженер, спекулирующий старыми иконами, обещает иностранному туристу картину голландца Франса Халса. Полотно предстоит украсть из музея, и организатор обращается к опытному вору-рецидивисту. Преступники начинают подозревать и подставлять друг друга, чем сильно облегчают задачу полковнику Ивану Зорину, который, конечно же, выводит всех на чистую воду.
За несколько лет до выхода фильма, в 1965 году, с выставки в Москве действительно похитили картину Франса Халса «Евангелист Лука». Украл ее столяр музея – просто вырезал ножом из рамы. Разоблачили и посредника, а вот заказчика найти не удалось до сих пор.
Сыщики полгода расследовали дело. Но вышли на преступников совершенно случайно: вор предложил купить портрет, как он думал, иностранцу. Однако тот оказался советским гражданином, сотрудником посольства и передал информацию в органы.
Он же Моня
Судьба этого персонажа удивительна! Прототип героя Николая Караченцова из фильма «Подпасок с огурцом», 14-го эпизода сериала «Следствие ведут знатоки» – талантливый художник, подделывавший работы Фаберже, спекулянт, лидер тамбовской группировки по кличке Моня, доктор технических наук, известный антиквар, депутат Госдумы от ЛДПР Михаил Монастырский – всё это один и тот же человек.
С 1965 года Монастырский работал реставратором в ленинградском Эрмитаже. Используя фиктивные музейные справки, скупал иконы и продавал их за границу. В итоге он наладил систему продажи украденного из хранилищ, а в 1973-м был осужден, из тюрьмы вышел довольно быстро и организовал производство поддельного Фаберже.
Когда шайку разоблачили, Монастырскому грозил расстрел за контрабанду культурных ценностей. Пришлось признать, что под видом музейных экспонатов он продавал подделки.
После конфискации некоторые работы Монстырского и его «сотрудников» передали в фонд Эрмитажа – так они были хороши. В 2006 году обнаружилось, что статуэтки пропали из музея.
Герои, чьи биографии были написаны по мотивам истории Мони, появляются не только в «Знатоках», но и в сериалах «Бандитский Петербург» и «Агент национальной безопасности».
Высокий блондин из Подмосковья
Деятельность реальной банды легла в основу сюжета книги братьев Вайнеров «Эра милосердия» и снятого по ней в 1979 году фильма.
Банду Ивана Митина называли «Банда высокого блондина», она орудовала в Москве и области в начале 1950-х годов. Расследовал ее деятельность следователь Владимир Арапов – прототип Володи Шарапова. Говорят, что в жизни он больше был похож на Жеглова, чем на Шарапова.
Да и у настоящей банды не много общего с киношной «Черной кошкой». Ее участники были не уголовниками, а уважаемыми людьми: сам Митин работал на оборонном заводе и был представлен к ордену. В состав группировки входили студенты, курсанты, рабочие-стахановцы, комсомольские активисты – всего двенадцать человек, в основном, жители подмосковного Красногорска. Бандиты грабили магазины и сберкассы, убивали свидетелей и милиционеров.
Арестовали их в феврале 1953-го. Главаря и его первого помощника расстреляли. На счету банды Митина было 28 разбойных нападений, 11 убийств, 18 раненых.
А откуда взялось название «Черная кошка»? В послевоенные годы так назывались многие шайки. Ходила легенда о банде, рисовавшей на месте преступления черную кошку, и уличная шпана по всему СССР использовала этот «романтичный» прием.
Едем в Магадан
В Магадане таксист Гацко убил старателя Мельчакова. Забрал его аккредитив и во время поездки с приятельницей получил в сберкассе деньги убитого. Расчлененное обезглавленное тело нашли в кустарнике рядом с дорогой. Это преступление писатель Юлиан Семенов изобразил в своем романе «Противостояние», а режиссер Семен Аранович – в снятом в 1985 году одноименном шестисерийном телефильме.
Магадан в книге превратился в Магаран, а в фильме в Нардын, Гацко в Милинко, Мельчаков в Гончакова. С фашистами настоящий преступник не сотрудничал, в отличие от Кротова - героя актера Андрея Болтнева. И самолет не угонял – всю политическую подоплеку дела додумал автор книги.
Роман «Противостояние» – один из детективной трилогии Юлиана Семенова. Туда входят также повести «Петровка, 38» и «Огарева, 6». Во всех трех произведениях действует один главный герой – полковник Костенко.
В процессе написания трилогии Семенов стажировался в Московском уголовном розыске. Участвовал в задержаниях, вместе с милиционерами выезжал на места преступлений, осматривал трупы.
Трилогия о работниках МУРа сделала его популярным автором детективов. И не только в Советском Союзе. Французский писатель Жорж Сименон, придумавший комиссара Мегрэ, писал Юлиану Семенову о его книгах: «Я нашел живых героев, настоящих полицейских, всамделишных преступников, в общем все человечество, во всей своей бушующей и поразительной правдивости».
Деточкин, которого не было
Если вы помните, криминальная комедия «Берегись автомобиля» начинается с рассуждений о том, где именно произошла эта история, и произошла ли она вообще. В начале 1960-х годов начинающие режиссер Эльдар Рязанов и сценарист Эмиль Брагинский действительно услышали «бродячую» легенду о человеке, угонявшем машины у расхитителей и взяточников, продававших их и переводивших деньги в детские дома.
Рязанов и Брагинский начали искать источник слухов, обращались в правоохранительные органы разных городов, но ничего похожего не нашли.
Однако их было уже не остановить. Сценарий был написан, но в Госкино его забраковали. Вдруг советские граждане, насмотревшись такого, все поголовно начнут угонять машины? Фильм законсервировали, и съемки начались только после того, как молодые авторы опубликовали повесть, сняли другой фильм и получили одобрение партийных властей.
А советского Робина Гуда в действительности, кажется, не существовало. Но, согласитесь, его стоило придумать!