Войти в почту

Наталья Меркулова и Алексей Чупов: авторское кино — сеанс сложного мышления

Режиссеров Наталью Меркулову и Алексея Чупова называют одной из самых успешных пар в современном российском кино: их картина "Человек, который удивил всех" с Евгением Цыгановым в главной роли собирает призы на международных кинофестивалях, а сами они считают, что успех любого фильма зависит прежде всего от того, насколько авторам удалось удивить своего зрителя. Фильм "Человек, который удивил всех" рассказывает о деревенском мужчине, который болен раком в терминальной стадии. Однажды он узнает про сибирскую легенду о селезне, которому удается обмануть смерть, прикинувшись уткой. И тогда главный герой решает стать женщиной. Фильм Натальи Меркуловой и Алексея Чупова – единственная российская картина в конкурсе "Горизонты" последнего Венецианского кинофестиваля, которая принесла победу за лучшую женскую роль Наталье Кудряшовой. О том, зачем нужно авторское кино, когда наступит женская эра в кинематографе, и насколько сложно супругам работать на съемочной площадке, режиссеры рассказали в интервью РИА Новости. Беседовала Анастасия Яконюк. – Наталья, Алексей, ваш фильм показывают на международных кинофестивалях по всему миру. Как его воспринимают зрители – как картину о России, русском характере и ментальности или как историю о конкретном человеке, который пытается обмануть смерть? Наталья Меркулова: Начнем с того, что мы просто хотели рассказать интересную историю, и не думали о том, понравится это зрителям или отборщикам фестивалей. Когда мы пишем сценарий, то мы для себя – главные зрители, нам в первую очередь должно быть интересно. В этой истории мы постарались быть честными с самими собой. Алексей Чупов: Можно сказать, что отчасти наши фильмы про Россию: мы живем в России, знаем ее, поэтому истории, которые мы придумываем, происходят в России и с россиянами. Но конкретно эта история более универсальна по сюжету, потому что подобные проблемы есть и в других странах. Наталья: Зрители в любой стране воспринимают кино субъективно. Когда мы наблюдаем реакцию зрителей, слышим вопросы, которые они задают, то понимаем, что проблемы, которые подняты в фильме, прекрасно считываются аудиторией. После показа зрители предлагают по пять-шесть интерпретаций нашего фильма, и нам это нравится. – Зрители, которые приходят смотреть авторское и коммерческое кино, отличаются? Они по-разному реагируют? Алексей: Все зрители – неважно, смотрят ли они артхаусные или коммерческие фильмы, – ходят в кино удивляться. Человек вообще не может жить без удивления. Не секрет, что у многих людей жизнь довольно однообразная, даже скучная, и у каждого есть потребность в своем удивлении. Кто-то хочет удивляться, отдыхая, кто-то – работая мозгом. Но любые реакции зрителей в кино – это выражение удивления: смех, страх, слезы, эстетическое восхищение – все это разные формы удивления. В любом случае, это реакция на новую информацию. Наталья: В этом и сложность – постоянно удивлять. В кино уже много снято, много историй рассказано, много сюжетов использовано. Я вообще не понимаю, как со времен Шекспира людям удается придумывать что-то новенькое. Но мы каждый раз ставим перед собой эту задачу – удивить. Не знаю, удалось ли удивить всех, но эта история прежде всего была удивительна для нас, и мы решили рассказать ее. Алексей: Авторское кино – ведь это необязательно проповедь, это сеанс сложного мышления. И если он побуждает людей генерировать интерпретации, в этом и есть смысл этого сеанса. – Вы не первые режиссеры, предложившие мужчине сыграть женщину. В чем была сложность поиска образа, как доказать зрителю, что на экране не переодетый мужчина? Наталья: Мы осознавали, что если начнем играть в это "как бы перевоплощение", то проиграем. Зритель очень чуткий, считывает любую ложь, неточность, недотягивание. Он тебе никогда не ответит, почему в какой-то момент перестает верить, и ты с ним уже не договоришься, в титрах не напишешь: "Посидите еще, там дальше будет по-другому". Мы Жене (Цыганову – ред.) говорили, что если у него не случится роль, то и кино не получится. Мы работаем в одной команде – это тесная связь, и если кто-то опустит руки, все полетит все в тартарары. На этапе подготовки я все время была в напряжении, не видела – получается или нет. Например, мы долго мучились со сценой, когда Женя, когда он уже стал женщиной, заходит в магазин – было непонятно, как он будет заходить. Как бы ни пробовали, все время казалось – ну не так зашел. Летел график, садилось солнце, мы не понимали, что делать. Леша мне говорит – ну подумай, как ты заходишь в магазин? Ты смотришь на товар и трогаешь его. И вот Женя зашел и начал все трогать, и что-то случилось с его руками, телом… Мы поняли – получается. Потом уже стало легче и понятней. – Вас называют одним из самых успешных российских режиссерских дуэтов. Насколько сложно вместе работать супругам на одной картине? Наталья: Мы выработали систему отношений еще с момента съемок фильма "Интимные места". Так сложилось, что на площадке командую я – у меня есть лидерские качества, я умею объяснить, что именно нам нужно. А Алексей – талантливый писатель: он отвечает, чтобы все было складно, чтобы люди гениально говорили. – Наталья, в одном интервью вы сказали о том, что, на ваш взгляд, сейчас наступает эра женского кино. Почему так много женщин стремится в режиссуру? Наталья: Я имею в виду приход женщин в киноиндустрию на те позиции, которые десять лет назад считались мужскими: женщина-режиссер скорее считалась исключением из правил. Когда я училась на Высших курсах сценаристов и режиссеров, у нас 80 процентов было женщин. Я уверена, что все они рано или поздно придут в профессию, эта "женская" волна накроет. В кино женщин интересуют немного другие темы, другой подход. Но в любом случае это будет новый интересный мир. Алексей (смеется): Возможно, что режиссерские супружеские пары – это такая форма передачи власти в кино от мужчин к женщине. – Сложно ли сегодня снимать авторское кино, искать финансирование? Наталья: Сегодня принцип финансирования авторского кино – с миру по нитке. Для таких фильмов сценарий не пишется под заказ, это то, что захотелось сказать авторам. Это сложный творческий процесс, когда история рождается, записывается, снимается... Сложно, но для нас это образ жизни. Мы по-другому не воспринимаем жизнь и пространство. Алексей: Для нас главное – выбирать интересные проекты, где бы мы ни работали, чтобы не возникало чувства, что время выброшено на ветер. Наталья: И что это время было потрачено просто ради денег. Деньги имеют свойство заканчиваться, и тогда все бессмысленно. Алексей: Но, на мой взгляд, кинематографисты в нашей стране, когда берутся за очередной проект, должны честно себе признаваться – коммерческий он или нет. Чаще всего попытки усидеть на двух стульях заканчиваются провалом – кино не находит своего зрителя. В конце концов оказывается, что для рядовых зрителей картина сложна, а для любителей артхауса – наоборот, слишком проста. Нужно с самого начала с собой договориться – снимаешь ты для интеллектуального круга эстетов или для широких масс. Иногда случается счастливое стечение обстоятельств, и фильм попадает в обе категории – например, "Горько" или "Довлатов". Но это редко бывает, у них просто счастливая судьба. – Ваш фильм участвовал во многих кинофорумах по всему миру, в том числе в престижном Венецианском фестивале. Что режиссеру дает участие в кинофестивалях – известность, деньги, новые возможности? Наталья: Когда в Венеции Наталья Кудряшова получила Льва за лучшую актрису, это стало невероятным удивлением. Мы знаем, какие были конкуренты! Эта победа – потрясающее достижение и Наташи, и фильма. Алексей: Возможно, эта награда привлечет больший международный интерес к нашим проектам – есть надежда. Просто красивыми глазами сложно заинтересовать киноиндустрию. Наталья: Ведь в авторском кино финансирование чаще всего из многих источников. В нашей картине участвовали Франция, Эстония, Румыния. Авторские фильмы путешествуют по фестивалям, участвуют в показах, специальных программах – оттуда небольшие деньги могут прийти, которые с течением времени могут себя как-то оправдать. – Наталья, вы несколько лет работали в журналистике в Иркутске, в том числе главным редактором телеканала. Помогает ли вам журналистский опыт на съемочной площадке? Наталья: Я там руководила целым каналом, мы три раза в день делали выпуски новостей, это был целый конвейер, завод по производству новостей – вечный цейтнот. На съемочной площадке ты также все время находишься в цейтноте, постоянно оказываешься перед необходимостью принятия серьезного решения. Только на киноплощадке все эти решения гораздо рискованнее, стоимость их гораздо выше, и ошибки обходятся дороже.