Берлин-2019: «О, прекрасная ночь», или поцелуй на троих со Смертью

У Терри Пратчетта в романах о Плоском мире фигурирует Смерть – эффектный голубоглазый скелет, говоряший капслоком и разъезжающий на красивом коне. У режиссера Ксавье Бёма Смерть похож на артиста Роберта Карлайла и катается на велосипеде, а в лучшем случае – на украденной тачке. Уроженец Югославии Марко Мандич выглядит достаточно инфернально, чтобы поверить в его мистическую природу. Более того, ему предстоит провести через ночь человека, который должен умереть. Но для этого стоит выбрать место посимпатичнее. Юрий (Ноа Сааведра) – красивый, но очень мнительный юноша. Если Прометею орел клевал печень, то Юрий представляет, как ему ворон выклевывает сердце. Ни за что. Просто так. Мнительность в сочетании с ипохондрией превращает его в совершенно замкнутого и одинокого человека. Кажется, только страх смерти дома выведет Юрия на улицу. Так и происходит, когда под вечер юноша пулей вылетает из квартиры, завидев в ней ворона. Он отправляется в место под названием «Парадиз», где намерен испытать судьбу на игральных автоматах. И вот тут-то его и настигает Смерть. Вместе с Юрием, хватающимся за сердце, они проведут занятную ночь в компании стриптизерши-интеллектуалки и венценосного журавля. Кинематограф Германии нечасто балует зрителя мистическим реализмом, так что появление такого проекта как «О, прекрасная ночь» - приятное исключение. Особенно на фоне некоторых весьма проблемных конкурсных картин Берлинале. Режиссер фильма Ксавье Бём раньше звался Ксавье Ксилофон, но к фестивалю сменил псевдоним на фамилию. Он изучал визуальные коммуникации и дизайн в Лондоне и, наверное, поэтому к визуальной части фильма не придраться. Контрастно черная ночь, сквозь которую пробивается неон, перемежается заставками с цветами, делая просмотр «Ночи» весьма приятным занятием для глаз. Кстати, картины – вольные ремиксы известных старых полотен 16-го и 17-го столетий. В плане истории – другое дело. Юрий и Смерть путешествуют по злачным местам Берлина, и после этой ночи герою предстоит забыть о панических атаках (которые он принимает за приближение смерти) и найти свою любовь. Это не спойлер, это развитие событий просчитывается с первых кадров фильма. Безусловно недостаток, но не настолько критичный, чтобы выйти из зала. «О, прекрасная ночь» Бём, для которого «О, прекрасная ночь» - дебют в полном метре, признается, что не любит быть один, отчего у него лично выработался страх смерти. «А поскольку никто не любит думать о смерти, фильм превратился в сказку. Природа смерти, потеря контроля и ее устремленность делают ее очень непопулярной. Как-нибудь вверните разговор о смерти на вечеринке, посмотрите, что получится», - говорит режиссер. «О, прекрасная ночь» продается на кинорынке под слоганом «От создателей «Тони Эрдманна»», чем может здорово испортить фильму жизнь, если кино Марен Аде не понравилось. На деле с «Тони Эрдманном» картину Бёма роднит производственная компания Komplizen Film и продюсеры, среди которых сама Аде. Но при этом в фильме Ксавье Бёма гораздо больше Николаса Виндинга Рефна, Джима Джармуша и, как ни странно, Аки Каурисмяки. Сам режиссер в числе своих авторитетов называет Вима Вендерса, Миранду Джулай и Пола Томаса Андерсона. Бём взял у Джармуша и Андерсона принцип современной сказки, подсмотрел пип-шоу и музыкальный автомат у Вендерса, а от Джулай слизал трагически утрированных персонажей с очень человеческими проблемами. Все правильно сделал: если воровать, то у лучших.

Берлин-2019: «О, прекрасная ночь», или поцелуй на троих со Смертью
© Киноафиша