Берлин-2019: Фестиваль ответил на претензии кинотеатров к фильму Netflix из конкурса
В минувший понедельник, 11 февраля, 160 немецких независимых кинотеатров выступили с заявлением для Берлинале и министра культуры Германии Моники Грюттерс. В нем они потребовали изъять из конкурса ленту Изабель Койшет «Элиза и Марсела», которая во всем мире, кроме Испании, будет прокатываться стриминг-сервисом Netflix. В послании говорится: «Берлинале поддерживает большие экраны. Netflix это малый экран». К немецким коллегам присоединилась европейская Ассоциация артхаусных кинотеатров (CICAE). В открытом письме также написано, что Netflix использует крупные фестивали и кинопремии в качестве маркетинговой платформы, чем понижает место кинотеатров в мировой культуре. CICAE отмечает, что Берлинский киносмотр финансируется государством, и конкурсная секция должна быть закреплена исключительно за фильмами, которые потом будут показаны на больших экранах. Представители Берлинале выступили с контр-заявлением, в котором отметили, что убирать фильм из программы не будут, поскольку она первым делом будет показана в испанском кинопрокате, а уже потом окажется на Netflix. «В этом нет нарушений фестивальных правил», - говорится в заявлении. Однако директор Берлинале Дитер Косслик встрял с комментарием: «Международные кинофестивали должны выработать единое отношение к фильмам стриминговых платформ в будущем». Дебаты о том, могут ли фильмы Netflix участвовать в конкурсах фестивалей – относительно новые для мирового киносообщества, но вместе с тем они длятся уже на протяжении трех лет, и пока что консенсус не выработан. В 2017-м сразу две картины Netflix («Истории семьи Майровиц» и «Окча») принимали участие в конкурсе, что разозлило французские кинотеатры. По законам Франции фильм может появиться в стриминге только спустя три года после начала проката. В итоге в 2018-м ни один фильм Netflix не участвовал в Каннах, а в Венеции победила драма Альфонсо Куарона «Рома», которую прокатывает Netflix. Кажется, против Netflix не протестуют только «Сандэнс» и Торонто – этим фестивалям гораздо проще смотреть в будущее.