6 фильмов, в которых все решает зритель
До недавнего времени людям было абсолютно понятно, игра перед ними или кино. Sims — это игра, «Титаник» — это кино, GTA — это игра, «Форсаж» — это кино и так далее. Дело здесь не столько в графике (потому что «Симпсоны», например, тоже нарисованы нереалистично, но при этом все-таки игрой не являются), сколько во взаимодействии со зрителем. В играх человек целиком и полностью управляет своим персонажем — только от игрока зависит, выиграет персонаж или проиграет, умрет или останется в живых, построит себе шикарный трехэтажный особняк или будет довольствоваться комнатой в общаге. В кино от зрителя ничего не зависит. Он может сколь угодно долго кричать на экран, умоляя героя не спускаться в одиночку в этот жуткий подвал, но герой никогда его не услышит. Максимум, что может сделать посетитель кинотеатра, — разместить в Интернете разгромную рецензию на фильм, и, возможно, если этих рецензий будет достаточно много, режиссер в следующий раз учтет пожелания публики.
В общем, все просто: в игре все решает игрок (условно), в фильме — режиссер. Но в последние годы (начиная примерно с 2016-го) на экранах все чаще и чаще стали появляться некие гибридные произведения: по внешнему виду вроде бы кино, а по принципу как будто игра. Зрители сидят перед экранами, смотрят обыкновенный фильм, и вдруг создатели предлагают им выбрать следующее действие героя. Это происходит снова и снова, и зритель понимает: судьба персонажа зависит от его выбора. Впервые в жизни его крики и призывы услышат по ту сторону экрана. Это смешанное произведение искусства получило название «интерактивного кино». Уже сейчас с новым жанром работают компания Netflix и режиссер Стивен Содерберг, а ведущие издания мира называют опыты с интерактивом важнейшими киновысказываниями года. Игры тоже не стоят на месте: игрокам предлагается все больше и больше свободы действий. Свои виртуальные вселенные создают интернет-платформы, и даже консервативный театр лихо переосмыслил актуальную повестку и воплотил ее в форме иммерсивных спектаклей. Визуальные виды искусства, смешиваясь в едином жанре, бодро шагают в сторону виртуальной реальности, и сейчас мы расскажем о пионерах этого пути.
«Ночная игра», 2016 год
Если вы спросите у всезнающего Интернета, как называется первый интерактивный фильм, он вам ответит: «Ночная игра» 2016 года выпуска. Здесь с Интернетом можно поспорить, но нельзя не признать: швейцарские разработчики действительно выпустили интереснейший киноэксперимент, равного которому по трудоемкости и масштабу еще не было. У картины пределено простой сюжет: студент Мэтт, работающий по ночам на автостоянке, волей случая оказывается втянутым в дело об ограблении известного аукционного дома. Эту незамысловатую завязку развивают зрители. С помощью приложения от компании CtrlMovie все зрители в кинозале в предложенных местах решают, что сделает главный герой — итоговый вариант выбирается большинством голосов, причем у зрителей есть всего 5 секунд на раздумья, чтобы действие не прерывалось. Всего в фильме 180 интерактивных сцен и 7 альтернативных концовок, причем счастливая только одна из них. В зависимости от вашего выбора фильм может длиться от 80 до 100 минут, но при этом смотреть его можно бессчетное число раз — ведь в каждой из 180 сцен вы можете полностью изменить ход истории.
Зрители и критики в целом очень высоко оценили трудоемкий эксперимент: несмотря на довольно спорную актерскую игру и простоту сюжета, интерактив действительно втягивает и заставляет приходить на сеанс снова и снова. Сейчас «Ночная игра», конечно, в кинотеатрах не идет, но ее можно посмотреть дома на специальных платформах. И тогда судьба героя точно будет зависеть только от вас.
«Киноавтомат», 1967 год
На самом деле первый интерактивный фильм появился еще в 1967 году — за 50 лет до того, как этот прием снова вошел в моду. Невиданный эксперимент поставил представитель «новой волны» чешского кино Радуш Чинчера. Фильм «Киноавтомат» начинается со сцены, где у главного героя горит дом, и по идее зрители своими действиями должны предотвратить эту развязку. Всего в фильме 9 интерактивных сцен. Перед каждой из них действие останавливается, на сцену выходит модератор и предлагает зрителям выбрать один вариант из двух. Все это создает у зрителя иллюзию управления: ему кажется, что судьба героя зависит от выбора зала, но сценарий построен так, что голосование ничего не решает. Персонаж все равно идет по тому пути, который наметил ему режиссер, и дом все равно в конце сгорает. В этом зрители и критики увидели сатиру над демократией и даже некий фатализм: человеку всегда кажется, что он хозяин своей жизни, хотя его судьба предрешена заранее.
«Андроид», 2013 год
Еще одним предшественником «Ночной игры» можно назвать голландский триллер «Андроид» 2013 года, который позиционирует себя как первый фильм, использующий два экрана одновременно — киноэкран и экран смартфона. Схема такая: зрители приходят на сеанс с установленным приложением и с его помощью получают расширенную версию фильма. На киноэкране в этот момент разворачивается вполне типичная история. Девушка Анна находит на своем телефоне странное приложение «Ирис», которое ведет самостоятельную жизнь: контролирует работу других приложений, рассылает данные с телефона на рандомные номера, подключается к разным электронным приборам. Постепенно «Ирис» приобретает власть над жизнью и смертью окружающих людей. Анна не может от него избавиться: единственный шанс прекратить цепь смертей — это раскрыть тайну разработчика приложения. По мере развития действия в смартфонах зрителей появляется дополнительная информация к фильму: данные о героях, материалы, которые рассылает «Ирис», и так далее. Сама по себе идея, может, и хорошая, но критики отмечают: такому слабому фильму она никак не помогает. У зрителя просто не возникает желания посмотреть эти дополнительные материалы.
«Мозаика», 2018 год
Чего не скажешь о сериале «Мозаика» известного экспериментатора Стивена Содерберга. Режиссер постарался максимально усложнить и запутать сюжет, чтобы зрителю было интересно в нем петлять. В основе сюжета — детективная история. Глава благотворительной организации «Мозаика» Оливия (Шэрон Стоун) бесследно исчезает — в ее кабинете остались следы крови, поэтому полиция считает женщину мертвой. По подозрению в убийстве задерживают жениха Оливии Эрика (Фредерик Уэллер). Через несколько лет его сестра Петра (Дженнифер Феррин) начинает собственного расследование, которое приводит ее к самым неожиданным результатам.
В «Мозаике» вы выбираете не только действия персонажей, но и героев, линии которых будете смотреть. От выбранного персонажа зависит, сможете ли вы увидеть историю целиком. Также Содерберг предлагает вам посмотреть дополнительные материалы — разговоры персонажей, не вошедшие в основную линию, флешбэки, документы и фотографии. Несмотря на то что эти материалы напрямую влияют на восприятие истории, зритель имеет полное право их не просматривать. В любом случае он придет к одному из двух финалов (одинаковых по сути, но разных по настроению), однако так и не узнает судьбу некоторых персонажей.
«Все сложно», 2017 год
В начале прошлого года портал «Такие дела» совместно с социальной сетью «ВКонтакте» выпустили первый российский интерактивный сериал «Все сложно» о девушке, которая с рождения живет с положительным ВИЧ-статусом. Интерактив в данном случае не был самоцелью — он помогал зрителям усваивать фактологический материал о людях, живущих с ВИЧ. Как передается вирус, могут ли зараженные люди вести полноценную жизнь, как проходит лечение — выбирая действие героини в конце каждой серии, зритель одновременно отвечает и на эти вполне конкретные вопросы, поэтому решения зрителей делятся на «правильные» и «неправильные». Неправильный выбор заставляет героиню в следующей серии страдать, а правильный делает ее счастливее. Финальное решение зрителя определяет, какой будет концовка, но авторы отмечают, что снимали любовную историю с хеппи-эндом. Для них важно было показать, что человек с ВИЧ ничем не отличается от любого другого человека. Он точно так же может иметь друзей, заводить семью, заниматься любимым делом и жить полноценной жизнью — мешает только стигматизация в обществе. Делая правильные решения, вы становитесь на шаг ближе к верному пониманию природы вируса и людей, живущих с ним.
Главные роли в сериале исполнили Ирина Старшенбаум и Риналь Мухаметов, второстепенные — Алена Бабенко и Чулпан Хаматова. Все актеры (а также другие участники съемочной группы за исключением технического персонала) работали бесплатно: сериал делался на деньги немногочисленных инвесторов, которых бы не хватило на полноценные съемки. Никаких коммерческих показов тоже не было: любой желающий может посмотреть «Все сложно» в специальном приложении «ВКонтакте».
Puss in Book: Trapped in an Epic Tale, 2017 год
Компании Netflix не удалось стать первопроходцем в новом жанре, но сейчас она выглядит в нем лидером: на счету сервиса несколько интерактивных шоу для детей и эпизод сериала «Черное зеркало». В 2017 году Netflix решила сделать ставку на ту целевую аудиторию, которой интерактив ближе всего, — на детей. Дети лучше усваивают информацию через игру и активно болеют за любимых персонажей, поэтому им новый формат должен особенно понравиться. Главный герой первого шоу Puss in Book: Trapped in an Epic Tale — Кот в сапогах из «Шрека». Он застрял в книге сказок, поэтому в каждой новой серии путешествует по очередной знаменитой истории. Юные зрители должны помочь герою преодолеть все трудности и выбраться из сказки — для этого у них есть 13 поворотных точек в каждой истории и 10—15 секунд на голосование. В зависимости от выбора зрителя серия идет от 18 до 39 минут. Остальные шоу разработаны примерно по той же схеме.
«Брандашмыг», 2018 год
В случае успеха детских шоу Netflix обещал выпустить интерактивную серию популярного взрослого сериала. В 2017 году речь (возможно, в шутку) шла о «Карточном домике», но в итоге в конце 2018 года вышла особенная серия «Черного зеркала», и этот выбор сложно назвать удивительным. «Черное зеркало» — сериал, который рассказывает о том, как новые технологии меняют жизнь людей, поэтому логично, что именно он пробует на себе телевизионные новшества. «Брандашмыг» — это история о молодом программисте, который в 1984 году начинает разработку игры по книжке свихнувшегося фантаста о параллельных вселенных и в какой-то момент понимает, что его действиями кто-то управляет. Сначала зритель пассивно наблюдает за происходящим, а потом начинает принимать решения за героя (примерно каждые три минуты). Схема такая же, как в «Ночной игре»: 7 концовок (хотя вряд ли среди них вы найдете чистый хеппи-энд — все-таки это «Черное зеркало»), бесчисленное количество разветлений и сюжетных ходов. Единственное отличие — создатели «Брандашмыга» открыто говорят зрителю: «Чтобы вы ни выбрали, все ходы и концовки прописаны заранее без вашего участия», тем самым разбивая иллюзию того, что «всем управляет зритель».
«Брандашмыг» хорош как эксперимент, но довольно скучен как часть вселенной «Черного зеркала». Критики отмечают, что сюжетные ходы, эстетика да и смысл серии в целом очень похожи на другие эпизоды сериала, но не отказывают «Брандашмыгу» в юморе и здоровом цинизме. В зависимости от выбора зрителя серия идет от нескольких минут до часа с лишним. Часть решений никак не влияет на ход сюжета (абсолютно неважно, какое блюдо вы выберете на завтрак главному герою и будете ли вы почесывать ему ухо), некоторые решения откровенно жестокие (вам несколько раз предложат совершить убийство) или философские, поэтому 10 секунд на раздумья может не хватить и Netflix сделает выбор за вас. Посмотреть «Брандашмыг» можно только на официальном сайте компании.