16 февраля на канале МИР покажут фильм «Интердевочка». Его сценарий был написан по одноименной повести Владимира Кунина, которая вышла в журнале «Аврора» в 1988 году. История медсестры Тани Зайцевой, которая днем лечит больных, а по ночам обслуживает в отеле иностранцев, потрясла весь Советский Союз. Это был знаковый фильм, который перевернул сознание многих.
Во-первых, в нем были впервые показаны откровенные сцены секса, которого, как известно, «не было в СССР». Собственно, как и самих «жриц любви», о которых говорили только шепотом. А во-вторых, картина показала, что «красивая жизнь» за границей, в которую стремились многие молоденькие девушки, – по меткому описанию режиссера Андрея Житинкина, «мотыльки, летящие на свет» – не такая уж и радужная. Поэтому финал картины стал таким трагическим. Хотя, как оказалось, существовала и альтернативная версия конца фильма. Об этом, а также о других интересных подробностях съемок «Интердевочки», мы рассказываем сегодня.
К «ночным бабочкам» – за опытом
Чтобы проникнуться темой, писатель Владимир Кунин изучал мир валютных проституток на практике. Не в качестве их клиента, конечно. Он устроился на три месяца в милицейское спецподразделение, которое работало в ленинградской гостинице «Прибалтийская». Там в советское время останавливались богатые иностранцы, нередко пользовавшиеся услугами местных «ночных бабочек».
У режиссера Петра Тодоровского, который снял фильм, такого опыта погружения не было. О жизни валютчиц он ничего не знал, в чём чистосердечно и признался на страницах журнала «Советский экран». После этого на «Мосфильм» вереницей потянулись работницы панели, чтобы рассказать режиссеру о себе и объяснить, почему они «дошли до жизни такой».
Как режиссер «Военно-полевого романа» решил снимать фильм про проституток?
Петр Тодоровский вовсе и не мечтал снимать фильм про проституток. Бывшему фронтовику, режиссеру фильмов «Городской романс» и «Военно-полевой роман», тема продажных женщин, мягко говоря, была не близка. Но его уговорила жена Мира Тодоровская, которая прочла роман Владимира Кунина и поняла, что эта история просто просится на экран.
Сыграл и другой момент. По словам Валерия Тодоровского, сына режиссера, «у него был момент такого вызова – сделать какое-то массовое, народное кино, ведь до этого ни один из его фильмов не становился хитом в прокате». Кстати, тему на «Мосфильме», хоть и со скрипом, но одобрили, а вот всех денег на производство не дали. Это было 89-е – 90-е годы, и Мира Тодоровская нашла спонсоров в Швеции, которые добавили средств.
Почему на главную роль взяли Яковлеву?
В роли Тани Зайцевой, главной героини «Интердевочки», писатель Владимир Кунин видел «блондинку за углом», актрису Татьяну Догилеву. Именно ее он представлял себе, когда писал сценарий для фильма. Догилева и сама хотела сниматься, приходила на пробы. Но Тодоровский ее не утвердил. Тогда ему предложили Наталью Андрейченко. Та тоже не подошла. Семь месяцев искали актрису.
Попробовать на роль Тани малоизвестную тогда актрису театра имени Ермоловой Елену Яковлеву режиссеру предложила жена Мира. Но Петр Ефимович интердевочки в Елене поначалу не видел. Не та у актрисы была фигура! Не было у нее тела ни «вот тут», ни «вот тут»! 45 килограмм живого веса – какая же из нее проститутка?
И все-таки Елену вызвали на пробы. Претенденток на роль было так много, что очередь до Яковлевой дошла только поздним вечером. Разыгрывали сцену объяснения с матерью. Актриса Лариса Малеванная и режиссёр Тодоровский оба уже были без сил. Да и Елена Яковлева, весь день прождавшая своей очереди, уже была на грани эмоционального срыва и не смогла сдержать слез. Именно это и заметил режиссер, и решил, что Яковлева-то ему и нужна.
Потом уже он подобрал ей яркую и колоритную компанию подруг по несчастью. Так в картине появились Любовь Полищук, Ирина Розанова, Ингеборга Дапкунайте.
Секс с глицерином
Сцена секса с японским клиентом, на который Таня соглашается ради того, чтобы заработать деньги на отъезд в Швецию, была снята без участия актера, игравшего японца. И, конечно, никакого секса на съемках не было. Елена Яковлева отказалась сниматься обнаженной. И Петру Тодоровскому пришлось придумывать, как снять эротику без эротики. В процессе принимал участие почти весь мужской состав группы: один раскачивал кровать, другой – тумбочку, третий – светильник. А сам режиссёр тряс актрису за ноги.
Актриса Наталия Дрожжина, сыгравшая в фильме маму Ляли, вспоминает: «Её намазали глицерином, как будто ей жарко. Кровать трясли, тумбочки трясли. Японца там близко не было». В кадре, правда, получилось все не очень реалистично. Но для режиссера главным было донести суть, а не смаковать подробности. И Яковлева одними глазами сыграла все.
Альтернативная концовка
Тодоровский, как мы знаем, сделал финал фильма трагичным. Таня мчится на машине в аэропорт, чтобы вернуться в Москву и увидеть свою маму, но она еще не в курсе, что ее мама покончила с собой. Так и не успев узнать об этом, Таня тоже погибает, не справившись с управлением. Мало кто знает, что существовал и альтернативный финал. Шведские партнеры не захотели выпускать на экран картину с таким трагическим концом и попросили Тодоровского оставить главную героиню в живых. Режиссёр пошёл им навстречу. В альтернативном финале Таня улетает обратно в Ленинград навстречу неизвестности.
Правда, с такой концовкой «Интердевочка» в прокат так и не вышла. Шведский партнер обанкротился, и фильм Петра Тодоровского в Швеции никто не увидел. Но его всё равно узнали в мире! Картину посмотрели в Японии, Германии и Канаде. Именно с тем финалом, с которым его и задумывал режиссёр.