Войти в почту

Перевернутая пирамида Маслоу в фильме «Айка» Сергея Дворцевого

Зачем они все приезжают в столицу? Почему у себя на родине не живут? Вопросы, которыми наиболее часто задаются москвичи, выказывая недовольство по поводу растущего числа мигрантов в городе. Что ж, исследовав эту тему, на них решился ответить Сергей Дворцевой. Он является одним из самых пытливых и настойчивых в своем желании отразить реализм на кинополотне режиссеров. Большую часть его фильмографии занимает документалистика, и, вероятно, этот многолетний опыт оказывает влияние на создание им игровых картин. Свою новую ленту он снимал 6 лет, только в зимние снегопады, соблюдая порядок расположения сцен. В итоге отборщики взяли «Айку» в основной конкурс Каннского кинофестиваля после просмотра первых 40 минут. Каждый звонок выдергивает нас из субъективной реальности Айки, в которую она пытается сбежать от сгущающихся над ней туч. В ее мире базовая потребность вовсе не еда и вода, не сон и не безопасность, не любовь окружающих и не желание завести семью. Перешагивая через боль, трудности, принципы, традиции и ценности, она пытается не просто выжить, а осуществить свою цель и реализоваться как личность. В конце концов ее ждет самый сложный выбор в жизни любого человека — сможет ли она переступить через саму себя? Дворцевой переводит проблему сложности адаптации мигрантов на язык, доступный каждому, в зону общечеловеческих вопросов. Пропуская зрителя сквозь гущу переживаний главной героини, режиссер на пальцах объясняет отсутствие фундаментальных отличий между приезжими и москвичами. Лента пропитана кафкианским «магическим реализмом», где страдания и надежда идут рука об руку с экзистенциальной безысходностью и безразличием системы. Здесь, как и в жизни, не будет простых и правильных ответов, а последствия нашего выбора навсегда останутся с нами.

Перевернутая пирамида Маслоу в фильме «Айка» Сергея Дворцевого
© Вечерняя Москва