«Что за поколение гнилое?»
Рецензия на фильм омского режиссера Яны Мартынец «Доживём до каникул?...» С 21 февраля в омских кинотеатрах начнётся прокат фильма омского режиссёра Яны Мартынец «Доживём до каникул?..». Ранее там состоялся закрытый показ картины с участием части съёмочной группы — от арт-директора до актёров. Режиссёр вдохновилась реальным сюжетом о псковских школьниках, которые в 2016 году устроили на даче перестрелку с полицией, весело транслируя происходящее в Интернет. Итог известен: не дожидаясь штурма, они покончил с собой. Омская картина о них... как бы входит в их положение и пытается понять их глубже. Что получается? Получается история с большим количеством художественного вымысла, многое на самом деле было не так, впрочем, понятно, - это не документальный фильм. И два главных героя Валерия и Артём оказываются лучше, чем были их реальные прототипы Катя и Денис. В фильме они жертвы обстоятельств, при этом трепетно друг друга полюбившие. Причём Валерию (ее играет Алисия Рак) выставляют ещё и жертвой изнасилования. Да не простого, а группового. Психологическая травма, обида, замкнутость... Такой она становится после того рокового случая. И именно встреча с Артёмом (Тимур Муллин), знакомым с ней с детского сада, заставляет её «оттаять». При внимательном рассмотрении видно, что всё снято в Омске, а не в Пскове: одна из гимназий стоит на Левом берегу, бульвар Заречный, по которому идёт Лера и встречает там назойливого одноклассника, мост у телецентра.... Просто увидеть знакомые места в кино - уже интересно. Впрочем, по замыслу Яны Мартынец в фильме описан некий абстрактный город, даже не Псков. Ведь произойти история могла где угодно, и, может, это намёк на опасность гидры, голова которой может вырасти... в любой точке. В фильме помимо школьников, сыграли профессиональные омские артисты местных театров: Наталья Виташевская, Дмитрий Макаров, Евгений Точилов и другие. Уже ради них посмотреть картину стоит - кто знает, снимутся ли они где-то ещё (хотелось бы, чтобы снялись, конечно). Показав без прикрас, как примитивно общаются современные подростки, режиссёр тем самым не внушила к ним симпатии. В чём-то мотивы интернет-буллинга здесь оказались схожи с фильмом «Арбузные корки» Бориса Гуца - омича, давно уже работающего в Москве. Хотя, может, получились и немного под другим углом... И были эти мотивы всё же не главными. Можно усмотреть посыл фильма в том, что родители не должны упускать из внимания детей, относиться к ним более чутко. Этот момент показан ярко и наглядно, он правильный. Но с другой стороны, зная, как вели себя реальные прототипы, ты не можешь этим посылом проникнуться до конца и скорее согласишься с фрагментом диалога в фильме: «Что ж за поколение гнилое?» и даже с Никитой Михалковым, который в своём очередном «Бесогоне» недавно разнёс псковских «Интернет-героев» в пух и прах. Хоть смейтесь, но действительно так и есть... Ну и технические стороны фильма - на взгляд обычного зрителя, не участника киноиндустрии, в плане звука, картинки, дизайна и прочего у режиссёра получилось всё пристойно. Особенно учитывая, что фильм совершенно независимый, снимался без больших денег, лишь на энтузиазме многих участников съёмок. Автор: Анфиса Пушкина Фото: vk.com