Все, что нужно знать о фильмах «Берлинале-2019». Коротко.
Берлинский кинофестиваль всегда отличался особой селективной конкурсной программой. Лайн-апы крупных европейских фестивалей обычно пестрят громкими именами и ожидаемыми проектами. Но Берлинале не такой, у него своя философия: "Один фильм для всех, пять ни для кого". Поэтому, чтобы вам было проще ориентироваться в программе фестиваля, мы составили короткий обзор конкурса, обратив ваше внимание на самые интересные премьеры. Чтобы список получился более объективным, мы попросили коллег-журналистов рассказать про фильмы, которые, как они думают, забудут сразу после фестиваля или, наоборот, о которых мы еще много раз услышим. Для всех: "Бог существует, её имя Петруния" Кадр из фильма Бог существует, её имя – Петруния» Остроумная драма о 32-летней Петрунии, которая по воле случая оказалась в центре религиозного скандала, поймав реликвию во время проведения церковного обряда. По неписаным правилам в церемонии могут участвовать только мужчины, поэтому общество потребовало крест назад, но Петруния так просто не отдаст то, что теперь принадлежит ей по праву. Режиссер Теона Стругар Митевская сняла злободневную сатиру на патриархальное общество, распинав трех черепах, на которых держатся традиционные ценности. Картина точно не останется без награды и, скорее всего, дойдет и до наградного сезона, и до российского зрителя. Ни для кого: "Я была дома, но" Кадр из фильма «Я была дома, но» "У меня много нелюбимых фильмов фестиваля. В этом году прямо сложно выбрать, но, наверно, больше всего меня взбесил 'Я была дома, но' немецкого режиссера Ангелы Шанелек. Он состоит из, казалось бы, ничем не связанных друг с другом кадров, которые хоть как-то начинают складываться в цельную картину только на последней трети фильма. Он манерный, мутный, излишне формализованный и высоколобый в плохом смысле этого слова. Смотреть 'Я была дома, но' тяжело, скучно, а иногда невыносимо. Шанелек отталкивает своей холодностью и наплевательским отношением к зрителю. Она как бы говорит, что ей никто не нужен. Ну и она нам тогда тоже не нужна". Тамара Ходокова, ТАСС Ни для кого: "Сестры" (Kız Kardeşler) Кадр из фильма «Сестры» Фильм турецкого режиссера Эмина Элпера о непростой женской доле бьёт все рекорды заунывности в конкурсном показе. В центре сюжета три сестры из маленькой деревушки в провинции Анатолия. Родители вынуждены отправлять девочек в чужие, более обеспеченные семьи, чтобы хоть как-то удержаться на плаву. Однако, как это часто бывает, далеко не все сестры смогли стать приличными мусульманками. "Сестры" это безосновательно долгая драма, которая, казалось, была создана, чтобы мучить зрителей, критиков и жюри вместе с ними. Одного у Элпера не отнять бесспорной любви к собственной родине. Каждая травинка и каждое деревце сняты с особым чувством пиетета, которым сложно не проникнуться. Ни для кого: "Антология города-призрака" Кадр из фильма «Антология города-призрака» Однозначно самый странный фильм конкурсной программы, который зритель либо возненавидит, либо сильно полюбит, но не останется равнодушным. История разворачивается в маленьком заснеженном городке где-то в Квебеке местный подросток разбился на дороге при весьма загадочных обстоятельствах. Не успевшие опомниться от горя жители начинают видеть загадочные фигуры в тумане, которые то ли приходят, то ли не уходили никогда. Новую картину Коте сложно назвать хоррором, но и драмой тоже не получается в итоге остается лишь чистое ощущение невнятности всего происходящего и скомканного диалога режиссера со зрителем. Ни для кого: "Элиса и Марчела" Кадр из фильма «Элиса и Марчела» Фильм Изабель Койшет в программе всегда испытание на прочность. На этот раз режиссер представила на суд публики драму о первом в истории Испании однополом браке, заключенном в начале ХХ века. Фильм был сделан с целью рассказать историю любви, стертую из архивов памяти, но скомканный сюжет, лишенный какой-либо энергии и достоверности, делает эту задачу невыносимой. Картина после европейской премьеры, минуя кинотеатральный прокат, выйдет 7 мая на стриминговой платформе Netflix, как было, например, с "Ромой" Куарона. Но в случае с "Элисой и Марчелой" ни наградного потенциала, ни зрительского интереса особо не прослеживается, а самый низкий балл в таблице Screen как бы намекает на то, что к маю о ней уже все забудут. Ни для кого: "Гарет Джонс" Кадр из фильма «Гарет Джонс» Агнешка Холланд привезла на Берлинале байопик о советнике британского министра Гарете Джонсе. Джонс под прикрытием журналиста приезжает в Советский Союз и посредством общения с местными старушками и семьей каннибалов раскрывает правду о голодоморе на Украине. Несмотря на многочисленные угрозы со стороны сталинской власти, Джонс выпускает компрометирующую статью, которая впоследствии становится достоянием общественности. Миф об идеальной державе разбит, ну а Джонс, как водится, быстро умирает при загадочных обстоятельствах. Где-то на заднем фоне Оруэлл пишет свой "Скотный двор". "Гарет Джонс" мог стать крепким биографическим фильмом о подвиге великого журналиста с отсылкой на актуальную в политическом контексте тему о "темном" прошлом СССР, но, увы, не срослось. В табличке журнала Screen фильм получил один из самых низких баллов за фестиваль, обогнала "Гарета Джонса" в стремительном падении вниз только новая драма Изабель Койшет. Для всех: "Синонимы" Кадр из фильма «Синонимы» "Берлинское жюри, как и международный зритель, несомненно, может недоглядеть и не увидеть в светлом, но противоречивом (в хорошем смысле) фильме 'Синонимы' потенциальный шедевр. Как известно, не все хорошие фильмы получают признание, и подлинно великими их делает народная любовь. Так что сейчас можно только прогнозировать, что история о заведомо неудачном переезде израильтянина Йоава в Париж и его попытке ассимилироваться в городе, оставаясь в нем чужаком, затронет многих. Очень хотелось бы в это верить: в нашу эпоху тотальной нестабильности сюжет о Йоаве, который старается не помнить родства, как мне кажется, очень точно фиксирует ожесточение в сердцах молодых мира сего, боязнь перед будущим и попытку ухода от прошлого, которое всегда следует за тобой, как его ни стряхивай. Дерзкий, энергичный, сексуальный и даже перверсивный (но в меру, никакого шок-контента), космополитичный и остронациональный, остроумный и оригинальный этот фильм видится одним из лучших образчиков европейского и мирового кино нашего времени". - Егор Беликов, Искусство кино Ни для кого: "Пираньи Неаполя" Кадр из фильма «Пираньи Неаполя» Итальянский постановщик Клаудио Джованнези привез в Берлин интригующую (на первый взгляд) драму о подрастающем поколении преступного мира Неаполя. Юных гангстеров можно легко узнать по дорогой одежде и татуировкам, они живут на полную, стараясь выжить в ежедневных перестрелках, стремясь воплотить мечту о богатой и насыщенной жизни. Звучит все, как еще одна "Гоморра", но на деле фильм оказывается подростковой криминальной драмой с бедной визуальной составляющей и довольно посредственным сюжетом. Ни для кого: "Крушители системы" Кадр из фильма «Крушители системы» Девятилетнюю Бенни снова исключают из школы за несносный характер. Мать отдала девочку в приют, поскольку не смогла справиться с ее неконтролируемыми вспышками агрессии. Но Бенни не стремится изменить свое поведение. Таких, как она, служба защиты детей называет "крушителем системы". Социальный работник мадам Бофане и полицейский Миша пытаются как-то повлиять на ребенка и помочь ей снова сблизиться с семьей, но, кажется, это бесполезно. Картина явно была снята с самыми благими намерениями, поскольку затрагивала очень важный для общества вопрос, но морализаторское повествование и проповеднический тон сводят все старания режиссера на нет. Ни для кого: "Одна секунда" (снят с конкурса) Кадр из фильма «Одна секунда» "Одна секунда" история дружбы между бездомной девушкой, укравшей бобину с пленкой, и уголовником, который охотится за ней ради одной секунды. История, которую мы так и не увидели, поскольку фильм Чжана Имоу сняли с конкурсной программы. В официальном заявлении говорится, что ленту не покажут "по техническим причинам", хотя инсайдеры из китайской киноиндустрии утверждают, что все дело в цензурных требованиях Пекина. Для всех: "По воле божьей" Кадр из фильма «По воле божьей» Новый фильм Франсуа Озона выбивается из привычной фильмографии французского режиссера. "По воле божьей" основан на истории жизни католического священника Бернара Прейна, обвиненного в растлении несовершеннолетних. Главный герой, 40-летний Александр, один из пострадавших, узнает, что Прейн все ещё работает с детьми, и пытается добиться справедливости, вступая в борьбу с мощным механизмом церковной власти. Александр не был единственным ребёнком, пострадавшим от внимания отца Бернара Прейна, их было больше 70. Самыми активными и стойкими оказались Александр, Франсуа и Эммануэль, создавшие объединение "Свободный мир", которое добилось ареста Прейна. Напомним, что Франсуа Озон уже четыре раза принимал участие в Берлинском кинофестивале. В 2002 году режиссёр забрал "Серебряного медведя" за фильм "8 женщин", а в 2012-м входил в состав жюри фестиваля. Посмотрим, что сулит обаятельному французу Берлинале 69. Для выносливых: "Золотая перчатка" Кадр из фильма «Золотая перчатка» В лайн-апе каждого кинофестиваля есть своя "Мама!" или "Дом, который построил Джек" фильм, вызывающий как можно больше споров и разбивающий публику на два лагеря. В этом году возмутителем спокойствия стала "Золотая перчатка" Фатиха Акина. Режиссер перенес на большой экран историю маньяка Фрица Хонки, в 70-х годах убившего четверых женщин и спрятавшего их останки у себя в квартире. Выглядит это еще страшнее, чем звучит. Жестокие сцены сняты отталкивающе правдоподобно, высидеть до конца фильма удалось далеко не каждому. В итоге одни фильм ругали с пеной у рта, другие же хвалили и пророчили награды. Ну, во всяком случае, фильм вызвал бурные обсуждения и привлек внимание зрителя, что уже не даст ему провалиться в бездну после того, как кинофестиваль завершится. Для синефилов: "Яйцо динозавра" Кадр из фильма «Яйцо динозавра» Многократный лауреат "Золотого медведя" китайский режиссер Ван Цуаньань привез на конкурс созерцательную картину о жителях маленькой деревушки на западе Монголии, которые неожиданно находят женский труп среди пустынных прерий. "Яйцо динозавра" это ритуальное путешествие в аутентичный мир монгольского народа, это признание в любви закатам и рассветам, это инсайт в тихий уголок земли, куда не ступала нога современного человека, чистая энергия. Смотреть, дышать и любоваться. Для созидательных: "Прощай, сын мой" Кадр из фильма «Прощай, сын мой» Ван Сяошуай уже победитель, хотя бы потому, что его фильм смог удержаться в конкурсе Берлинале после безрадостной потери Имоу. История о трагедии маленькой семьи на фоне глобальных экономических и политических изменений целой страны ощущается контрастным душем на фоне тяжеловесной программы. Смотреть подобные картины чистое и не заземленное удовольствие, эстетика высшего сорта. Для сентиментальных: "Доброта незнакомцев" Кадр из фильма «Доброта незнакомцев» Фильм открытия Берлинского кинофестиваля максимально не вписывается в основную конкурсную программу, зато заряжает душевным теплом на неделю вперед. Смотреть такое с прицелом кинокритика дело неблагодарное. Лучше всего надеть маску простого зрителя и позволить любви затопить своё сердце. Ну, или хотя бы немного к нему прикоснуться. История о пяти жителях Нью-Йорка, которые неожиданным образом влияют на судьбы друг друга, максимально прямолинейна и бесхитростна. Бьёт лучами добра сразу и напролом. При желании, конечно, можно увернуться, но зачем? Для фаталистов: "Земля под моими ногами" Кадр из фильма «Земля под моими ногами» "Хороший жанровый фильм, случайно оказавшийся в токсичной, как говорит молодёжь, компании фильмов антижанровых. Параноидальный корпоративный триллер, который мог бы снять, например, Содерберг. Героиня роскошная женщина из стали, бизнес-леди с собранными в пучок волосами, которая начинает день с волевой пробежки, а заканчивает в объятиях такой же красавицы, как и она. Оказаться на вершине пищевой цепи этой валькирии, разумеется, мешает семейная тайна: ее больная шизофренией сестра напоминаниями о себе и угрожает сорвать важный проект на работе. Легко представить, как из этой завязки рождается кино про то, что семья важнее карьеры, а любовь сильнее болезни, но нет: 'Земля под моими ногами' движется в совсем другом направлении. Это первоклассный ужастик о том, что, увы, может случиться с каждым". - Егор Москвитин, Meduza