Режиссер Юрий Быков в Facebook связал неудачный старт картины «Завод» в прокате своей ошибкой. «При всех реверансах в сторону зрителя, при всех визуальных изысках и экшн-ловушках, зритель, в которого метила картина, просто не пошел ее смотреть», — написал режиссер в своем аккаунте. Он попросил прощения у партнеров, артистов и съемочной группы. «Хипстерам не нужен мускульный философский боевик о «колхозниках в коже и с автоматами». Какие бы смыслы ни были заложены в фильме — это априори не тонко. Массовый же зритель предпочел полтора часа хорошего настроения «Лего» и «Бабушки» в компании друзей жесткому фильму. Вот простая арифметика. 30 млн сборов делим на два. Половину отдаем кинотеатрам. Остается 15 млн. Бюджет я разглашать не могу, но все понимают, что двухчасовой фильм с перестрелками и графикой за 15 млн рублей не снимается. Так что можете пофантазировать, какие убытки у нас с партнерами по проекту. Чувство даже не смущения, а стыда просто пожирает изнутри. Теперь снимать полнометражное кино придется почти за ноль. Никто никогда мне больше таких денег, как на «Завод», не даст. Дешевая камера, без света, очень небольшие гонорары артистам, группа из альтруистов, работающих за еду, ну и никаких гонораров себе. Кино просто выкладывать в интернет, а чтобы не пухнуть с голоду снимать раз в два года — сериал. Втянул огромное количество людей в авантюру, которая была обречена, поскольку не имела четко выраженного ориентира ни по бизнесу, ни по творческому посылу. Делать вид, что все в порядке, нет сил. Не в порядке. И виноват в этом я». Впрочем, киноэксперты не спешат соглашаться с выводами режиссера. Предыдущие фильмы Быкова собирали в кинопрокате еще меньше. Это закон артхаусного кино, в сегмент которого попала картина. Однако у «Завода» еще есть шансы окупить производство, считает кинокритик, обозреватель сайта «Медуза», Егор Москвитин. — Я думаю, низкие сборы фильма «Завод» связаны с двумя вещами. Первая — это заблуждение о статусе Юрия Быкова как некоего народного режиссера, он снимает про народ более простым, искренним и честным языком, чем, например, Андрей Звягинцев, который снимает про то же самое. Вторая причина невысоких сборов в том, что это в принципе не прокатное кино, такой фильм невозможно продать паре, которая, например, идет куда-то на 14 февраля, и в то же время мы не можем продать это кино, как некое кино, которое позволит просто развлечься перед выходными. А чтобы продать этот фильм как некое большое артхаусное высказывание, нужно было провести соответствующую рекламную кампанию, которой не было. Кроме того, все-таки Юрия Быкова очень любят за пределами Москвы и Петербурга, а наши прокатные сети, мне кажется, не особенно хорошо умеют работать в регионах. Так что это все не связано с качествами фильма, это, скорее, просто ошибка релиза, ошибка продвижения. Предыдущие его фильмы и сборы были еще ниже, наверно, просто были завышенные ожидания у Юрия Быкова. Но то, что он обо всем этом открыто пишет и говорит, делает ему большую честь. — Картина еще имеет шансы на коммерческий успех? — Я думаю, что картина доберет свое, такие работы все-таки живут долго, и они живут больше на сервисах, а не в кинопрокате. Сам Юрий Быков на момент публикации материала был недоступен для комментариев.