Кто получит «Оскар» и кто заслуживает его на самом деле

В ночь с воскресенья на понедельник в Лос-Анджелесе пройдет 91-я церемония вручения премии «Оскар» — несмотря ни на какие потрясения в мировой киноиндустрии главной кинонаграды планеты. В ожидании торжественного вечера «Лента.ру» называет своих фаворитов и пытается предугадать победителей.

Кто получит «Оскар» и кто заслуживает его на самом деле
© Lenta.ru

Кто заслужил: «Капернаум» Надин Лабаки

Особенности отбора фильмов в эту номинацию (напомним, таинственные, непрозрачные в своих решениях национальные комитеты выдвигают по одной картине от страны) ежегодно оставляют за пределами оскаровских номинаций десятки замечательных лент — вот и в этом году среди оказавшихся за бортом финального шортлиста произведений есть подлинные шедевры («Слон сидит спокойно» Ху Бо, «Наше время» Карлоса Рейгадаса, «Пепел — самый чистый белый» Цзя Чжанкэ). На фоне довольно слабой итоговой подборки номинантов большего внимания заслуживает «Капернаум» Надин Лабаки — фильм, взирающий на чудовищную жизнь ливанского социального дна без сантиментов, но не без иронии и принятия сложности этого мира. К сожалению, шансов на победу у него почти нет.

Кто получит: «Рома» Альфонсо Куарона

Строго говоря, категория «Лучший фильм на иностранном языке» в этот раз практически лишена интриги. Обширное и редкое для неанглоязычного кино присутствие «Ромы» мексиканца Альфонсо Куарона в других номинациях почти гарантирует фильму победу и в этом гетто для кино с субтитрами. В том же случае, если члены Американской киноакадемии решат распределить награды между большим количеством фильмов, премия почти наверняка отойдет «Холодной войне» Павла Павликовски, фильму размашистому и в плане масштаба, и в плане прочтения исторических фактов — и то, и другое на «Оскарах» ценится дороже, чем любая многослойность сюжета или оригинальность формы.

Кто заслужил: «Округ Хэйл этим утром, этим вечером» РаМелла Росса или «Думая о пропасти» Бинга Лю

Номинация «Лучший документальный фильм» знаменита своей оторванностью от подлинного положения дел в актуальной и прогрессивной документалистике — Академия в свое время ухитрилась проигнорировать «Шоа» Клода Ланцманна и «Серые сады» братьев Мэйзлз, «Баскетбольные мечты» Стива Джеймса и весь пласт работ великого Фредерика Уайзмена. Вот и в этом году остался даже без номинации, пожалуй, самый эффективный док прошлого года — «Черная мать» Халика Аллаха. Тем не менее пара выдающихся фильмов в категорию все-таки попали — и «Округ Хэйл этим утром, этим вечером», и «Думая о пропасти» подходят к документалистике, как к искусству не только сторителлинга, но и импрессионистской фиксации эмоций, опыта, духа времени и места.

Кто получит: «Свободный подъем в одиночку» Джимми Чина и Элизабет Чай Васархели

Оскаровская документальная категория в этом году более-менее непредсказуема: перед академиками стоит непростой выбор между двумя фаворитами критического сообщества (вышеупомянутые «Округ Хэйл» и «Думая о пропасти») и двумя хитами американского проката («Свободный подъем» и «Рут Бадер Гинзберг»). К сожалению, при прочих равных в этой номинации всегда побеждает кино наиболее раскрученное — так что, судя по всему, статуэтка уйдет «Свободному подъему в одиночку», визуально эффектной, но не то чтобы богатой на трактовки и смысловое содержание спортивной картине о подвиге безумца, без всякой страховки и помощи взобравшегося на девятисотметровую скалу в Йосемитском национальном парке.

Кто заслужил: Пол Шредер за «Дневник пастыря»

А вот еще одно свидетельство пропасти, разделяющей «Оскары» и подлинную передовую кино как искусства: в 2019 году свою первую в карьере номинацию на премию получил легендарный сценарист и режиссер Пол Шредер, ответственный за такие шедевры, как «Таксист» и «Бешеный бык», «Американский жиголо» и «Конвейер». В «Дневнике пастыря» он — и как сценарист, и как режиссер — добивается выразительности, почти не встречающейся в современном кино, но зато сравнимой с работами таких классиков, как Робер Брессон (достойным современным ответом «Дневнику сельского священника» фильм Шредера более-менее и является) и Карл Теодор Дрейер.

Кто получит: Дебора Дэвис и Тони МакНамара за «Фаворитку»

Сценарий «Дневника пастыря» Шредера полагается на пустоты, паузы, умолчания — то есть те кинематографические пространства, которые позволяют в полной мере раскрыть историю режиссурой. Вот только Академия исторически предпочитает не качество драматургии, а ее количество — ну, а в этом плане среди номинантов никто не может составить конкуренцию сценарию «Фаворитки» Йоргоса Лантимоса, фильма многословного, часто обаятельного в своей едкости, но в своей сердцевине, к сожалению, пустого, выводящего интриги при дворе королевы Анны на уровень почти мультяшного эмоционального (и не только) насилия. К тому же мало что «Оскары» ценят так сильно, как рафинированное английское остроумие.

Кто заслужил: Барри Дженкинс за «Если Бил-стрит могла бы заговорить»

Категория «Лучший адаптированный сценарий» в этом году получилась, пожалуй, самой сложной как для прогнозирования победителей, так и даже для определения персональных фаворитов: четыре из пяти номинантов замечательны, не так плох, как его малюют, и пятый — «Звезда родилась» Брэдли Купера (правда, его достоинства лежат вовсе не в области сценария, а скорее уж формируются солидной экранной харизмой Леди Гаги). Но самую тонкую и показательно неброскую работу проделывает в своей экранизации романа Джеймса Болдуина Барри Дженкинс, автор недавнего оскаровского триумфатора «Лунный свет»: он, с одной стороны, подчеркнуто верен тексту великого афроамериканского писателя (особенно по части диалогов), а с другой — ухитряется внести в него несколько таких аккуратных изменений, чтобы сделать своим, уникальным и ракурс взгляда на историю о чернокожей паре, разлученной американским правосудием 1970-х.

Кто получит: Чарли Вачтел, Дэвид Рабиновиц, Кевин Уилмотт и Спайк Ли за «Черного клановца»

Именно «Черного клановца» эксперты по оскаровской гонке и букмекеры считают фаворитом в этой номинации — хотя бы по той простой причине, что Спайк Ли, один из лучших кинематографистов последних трех десятилетий, уже давно заслужил полноценный, а не почетный «Оскар» (специальный приз за вклад в кино автор «Делай как надо» и «25 часа» получил в 2015 году). Кроме того, из номинированных на премию сценариев «Клановец» преисполнен наибольшей политической злободневности, хотя и разворачивается на рубеже 1970-х — качество, которым не могут похвастать ни «Баллада Бастера Скраггза» братьев Коэн, ни «Сможете ли вы меня простить?» Мариэль Хеллер, ни тем более «Звезда родилась».

Кто заслужил: Ричард И. Грант за «Сможете ли вы меня простить?»

Сам факт присутствия сразу в нескольких номинациях скромного, но при этом мастерски сконструированного и переполненного как чувственными, так и социальными наблюдениями фильма Мариэль Хеллер о писательнице и мошеннице Ли Израэл — небольшое чудо, особенно по меркам «Оскара». Перформанс Ричарда И. Гранта, замечательного британского артиста, который не нуждается в представлениях для всех, кто видел культовую алкотрагикомедию «Уитнэйл и я», в роли близкого друга Израэл и вовсе отличается от остальных номинантов редким, экстраординарным эмоциональным диапазоном.

Кто получит: Махершала Али за «Зеленую книгу»

В современном кино мало найдется актеров с таким бесспорным талантом завладевать пространством кадра, как Махершала Али (на этой мощнейшей харизме артиста, уже выигрывавшего «Оскар» за «Лунный свет», например, держится весь новый сезон сериала «Настоящий детектив»). «Зеленая книга» — трогательное, но бесконечно противоречивое кино о неожиданно завязывающейся дружбе чернокожего пианиста-интеллигента и косноязычного италоамериканца-пролетария, — на игре Али паразитирует чуть менее чем полностью: все обаяние этой картины базируется на хрупкости, чувствительности и благородстве, которые транслирует актер. Мимо такого Академия не пройдет ни в коем случае.

Кто заслужил: Рэйчел Вайс за «Фаворитку»

Если «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса и заслуживает «Оскара», то именно для Рэйчел Вайс — игра актрисы в роли герцогини Мальборо, стремительно теряющей доверие и место в постели королевы Анны после появления у двора молодой и амбициозной конкурентки, является лучшим, что есть в этой картине. Вайс уморительно участвует в пикировках с Эммой Стоун (к слову, также номинированной в этой категории), но, пожалуй, еще большим актерским подвигом становится та глубина эмоций, которой Вайс достигает во второй половине «Фаворитки» и которой откровенно не хватает фильму в целом.

Кто получит: Реджина Кинг за «Если Бил-стрит могла бы заговорить»

Соперничество Вайс и Кинг — одна из главных интриг грядущей оскаровской церемонии, тем более в свете того, что в остальных актерских номинациях победители, в сущности, уже предопределены. Кинг, впрочем, считается фавориткой (пусть и конкурирует сразу с двумя актрисами из «Фаворитки»), и не то чтобы незаслуженно: в то время как главные герои «Если Бил-стрит могла бы заговорить», двадцатилетние влюбленные, зажеванные жерновами судебной системы, оправданно для таких обстоятельств одномерны, ее персонаж — мать протагонистки буквально источает с экрана ярость и целеустремленность наряду с горьким пониманием бесперспективности всех ее усилий.

Кто заслужил: Уиллем Дефо за «Ван Гог. На пороге вечности»

По поводу ленты Джулиана Шнабеля о проклятом гении постимпрессионизма могут быть разные мнения: кому-то фильм кажется изобретательной попыткой отразить средствами кино дар и драму художника, другие, напротив, считают «На пороге вечности» лапидарным образцом пошлости в жанре ЖЗЛ. Бесспорна, впрочем, мощь перформанса Уиллема Дефо в заглавной роли — вне зависимости от того, насколько игра актера адекватна реальному Винсенту Ван Гогу, от Дефо здесь буквально невозможно отвести взгляд, что чувствует и Шнабель, выстраивающий вокруг фигуры артиста более-менее каждый кадр своего фильма.

Кто получит: Рами Малек за «Богемскую рапсодию»

В начале оскаровской гонки абсолютным фаворитом в этой номинации считался Кристиан Бэйл, совершивший очередной в своей карьере впечатляющий подвиг телесного перевоплощения ради роли бывшего вице-президента США Дика Чейни. Но после «Золотых глобусов» парадигма, судя по всему, изменилась, и интернет уже полнится слухами о предстоящей победе Рами Малека. При всей убогости «Богемской рапсодии», представляющей несколько кастрированный взгляд на группу Queen, в триумфе Малека не будет трагедии: он эффектно играет не столько самого Фредди Меркьюри, сколько его монструозный, чрезмерный, обезоруживающий публичный образ.

Кто заслужил: Ялитца Апарисио за «Рому»

При всем визуальном богатстве и ловкости, с которой Альфонсо Куарон вплетает в частную, камерную по сути хронику одного года из жизни распадающейся мексиканской семьи большую национальную историю, центральный персонаж «Ромы» — служанка Клео — при ближайшем рассмотрении оказывается несколько недопрописанным, лишенным собственного, независимого от остальных персонажей голоса. Тем заметнее заслуги сыгравшей свою первую роль в кино Ялитцы Апарисио, одним своим присутствием в кадре и беспокойным, тревожным взглядом придающей Клео и глубины, и самодостаточности.

Кто получит: Гленн Клоуз за «Жену»

Гленн Клоуз шесть раз номинировалась на «Оскар» — и до сих пор оставалась без статуэтки. Надо ли напоминать, что одной из самых живучих привычек Американской киноакадемии остается страсть к заглаживанию прошлых ошибок и награждению, что называется, по общим заслугам? Поэтому седьмая номинация для Клоуз должна стать счастливой — пускай ее дотошная до мелочей, разнообразная по приемам игра и оказывается растрачена скучной режиссурой и надуманной конструкцией «Жены» так же быстро, как легкие случайные деньги.

Кто заслужил: Спайк Ли за «Черного клановца»

Выбор номинантов в этой категории не делает Академии чести: в пользу острослова-трюкача Лантимоса и либерала-агитпропщика Адама МакКэя («Власть») остались проигнорированы такие именно режиссерские по своей природе свершения, какие можно найти в «Простите за беспокойство» Бутса Райли и «Пылающий» Ли Чан-дона. Среди тех, кто все же удостоился номинации, на голову возвышается над конкурентами Спайк Ли — по его меркам «Черный клановец» является образцом стилистической сдержанности, но когда постановщик все же позволяет себе порвать повествование фирменным визуальным финтом или дерзкой склейкой между игровыми и хроникальными кадрами, эти ходы становятся средствами решения бесконечно амбициозных задач — а именно обличения всей американской истории, во-первых, и всей истории кинематографа, во-вторых.

Кто получит: Альфонсо Куарон за «Рому»

Как бы ни заслуживал «Оскара» за режиссуру Спайк Ли, шансов обойти Альфонсо Куарона у афроамериканского нонконформиста почти нет, а мексиканец наверняка войдет в воскресенье в элитный клуб двукратных победителей этой номинации (он уже выигрывал «Оскар» за постановку «Гравитации»). Тем более в свете того, что выступил Куарон — без сомнения, один из важнейших действующих режиссеров нашего времени — в «Роме» показательно по-хозяйски: он не только положил в основу фильма более-менее автобиографическую историю о своем детстве, но и собственноручно написал сценарий, впервые в карьере выступил оператором и сам же смонтировал картину. Голливуд не упустит возможность подбавить актуальности вековому мифу о режиссере-творце, полновластно правящем кинопроцессом.

Кто заслужил: «Черный клановец» Спайка Ли

По-своему красивой стало бы вручение статуэтки за лучший фильм года «Черной пантере» Райана Куглера — самой народной картине из номинантов, которая к тому же ухитряется вывести эффектное, актуальное и глубокое высказывание, действуя при этом в оковах ограниченного по своей природе супергеройского жанра. Самой заслуженной, впрочем, была бы, конечно, победа «Черного клановца» — фильма, рассказывающего историю внедрившегося в ку-клукс-клан чернокожего копа с подкупающей иронией и легкостью только для того, чтобы в финале ошарашивающе обрушиться на всю иерархию и мифологию американского мира как таковую, не щадя при этом и такую его константу, как Голливуд.

Кто получит: «Рома» Альфонсо Куарона

Стоит, наверное, оговориться: «Рома», как и вышеупомянутые «Черный клановец» и «Черная пантера», входит в число лучших фильмов прошлого года. Мало кому удалось так же выразительно, как Куарону, добиться в кадре спайки персонального и политического, мало кто достиг при этом такой душераздирающей концентрированности мелодраматических импульсов. Есть, правда, подозрение, что наградят «Рому» не за это, а за ее широкоформатный во всех смыслах масштаб, за демонстративную автобиографичность, за беззастенчивую адаптацию к современным кинотенденциям находок итальянского неореализма и французской новой волны. Академия по-прежнему предпочитает всем остальным фильмам на свете большие, старомодные в своей размашистости картины, а значит — «Рома».