От «Пантеры» до «Рапсодии»: лидеры и аутсайдеры кинопремии Оскар-2019
TIMOTHY A. CLARY/AFP/East News От «Пантеры» до «Рапсодии»: лидеры и аутсайдеры кинопремии Оскар-2019В ночь с 24 на 25 февраля по московскому времени пройдет 91‑я церемония вручения премии «Оскар». О том, у каких картин больше всего шансов получить статуэтку за лучший фильм года, а у каких меньше, – в материале «Профиля». В этом году состав номинантов на премию «Оскар» вызвал у многих поклонников кино недоумение. Во‑первых, казалось бы, какое отношение к главной награде мира имеет комикс Marvel «Черная Пантера»? В прошлом году на волне прокатного успеха этой картины пошли разговоры о том, что стоит ввести новую номинацию – «лучший популярный фильм». Для «Оскара» такие меры оказались слишком радикальными, и «Черную Пантеру» просто включили в число претендентов на лучшую картину года. Музыкальные ленты «Богемская рапсодия» и «Звезда родилась», казалось бы, тоже не назвать выдающимися (хотя первую очень полюбили зрители, а вторую – американская критика). Но, возможно, общественное мнение несправедливо? Рассказываем подробно обо всех номинантах в категории «лучший фильм года», двигаясь от наименее к наиболее вероятным победителям. «Звезда родилась» Брэдли Купера – 8 номинаций Если американским критикам режиссерский дебют актера Брэдли Купера очень полюбился, то нашими он был разруган в пух и прах. Так или иначе, шансов выиграть главную статуэтку года у четвертой версии этой известной киноистории нет. Во‑первых, почти никогда «Оскар» за лучший фильм года не отдают ленте, постановщик которой не засветился в режиссерской категории. Во‑вторых, на протяжении наградного сезона фильму доставались преимущественно призы за лучшую песню. Скорее всего, хит Shallow в исполнении Леди Гаги и Брэдли Купера будет заслуженно назван главной песней года и на «Оскаре». «Звезда родилась» – это рассказ о любви спивающегося и теряющего былую славу кантри/рок-музыканта Джека (Брэдли Купер) и начинающей талантливой певицы Элли (Леди Гага). Однажды он увидит ее выступление в маленьком клубе и влюбится с первого взгляда. Джек поможет Элли начать серьезную музыкальную карьеру, но вытерпеть успехи любимой окажется для него не так просто. Ленту Брэдли Купера не назовешь откровением, но она определенно живая, дышащая, не пластмассовая и не такая банальная, какой может показаться. В безусловную любовь героев веришь, и режиссер находит интересные способы ее подчеркнуть. Так, во время первых встреч Джека и Элли экран окрашивается в красно-зеленые глубокие тона. Эти цвета комплементарны, то есть каждый из них подчеркивает выразительность другого. Вот и персонажи поначалу помогают друг другу раскрыться, ярче засиять. Но потом, с изменением цветовой палитры, гармония в отношениях Джека и Элли нарушается. А еще «Звезда родилась», конечно, фильм об оборотной стороне американской мечты – о разрушительной силе шоу-бизнеса, незаметно убивающего как минимум твою индивидуальность (как максимум – тебя самого). «Богемская рапсодия» Брайана Сингера – 5 номинаций Фильм об истории группы Queen от ее рождения и до легендарного выступления на фестивале Live Aid стал поистине народным. В России массовая истерия вокруг картины не стихает до сих пор – то и дело в соцсетях кто-то вновь признается в любви к «Богемской рапсодии». Особенно активные зрители подпевали, хлопали и топали прямо в зрительных залах (в результате было решено выпустить караоке-версию ленты), кто-то ходил в кино по 8–10 раз. В первую очередь речь идет об истинных поклонниках даже не только и не столько Queen, сколько музыки вообще. «Богемскую рапсодию» некоторые прочувствовали как гимн музыкальному искусству в принципе. Но, конечно, фильм стал и поводом бесконечно пересматривать реальное выступление группы на Live Aid, любовно и подробно воссозданное авторами картины в финале. Поскольку «Богемская рапсодия» окутана таким обожанием публики, вспоминать о том, что критикам она справедливым образом не очень понравилась, или о том, что в фильме есть неточности, не обязательно. В конце концов, это очень логично – отметить номинациями настолько резонансный проект. Почти со стопроцентной уверенностью можно сказать, что награду актеру года унесет Рами Малек, чье перевоплощение во Фредди Меркьюри действительно впечатляет. Как и на множестве других церемоний, артист со сцены, конечно же, не упомянет режиссера Брайана Сингера. Мало того, что его уволили незадолго до конца съемок из-за прогулов, так еще и недавно получил развитие сексуальный скандал с его участием. «Черная Пантера» Райана Куглера – 8 номинаций Фильм, безусловно, революционный: это первая картина о супергероях, все основные персонажи которого – афроамериканцы. Заслуживает ли она включения в оскаровскую «восьмерку» этого года? А почему бы и нет? Ведь «Черная Пантера» не только кассовый хит, имеющий важную социальную миссию, но и фильм в широком смысле слова авторский. Райан Куглер и его команда придумали удивительное визуальное воплощение для яркого и самобытного африканского мира из комиксов. В закрытом от посторонних глаз государстве Ваканда, куда возвращается наследный принц Т’Чалла, развиваются невероятные технологии, но при этом там проводят и традиционные местные ритуалы. Над небоскребами летают чумовые космические корабли, и тут же, рядом, – живописная саванна и мощные водопады. Особенно интересно разглядывать одеяния персонажей: они полны отсылок к аутентичным африканским узорам и расцветкам, но при этом современны. Все это формирует крайне колоритный культурный микс, отсылая к жанру так называемого афрофутуризма. «Черная Пантера» затрагивает также самые горячие и совершенно оскаровские темы: феминизм, межрасовая борьба или, наоборот, солидарность, невозможность политики изоляционизма в сегодняшнем мире, необходимость прислушиваться к мнению политического оппонента. Среди козырей «Черной Пантеры» – важный приз актерской Гильдии за лучший ансамбль – это своеобразный аналог премии за лучший фильм года. Если учесть, что большинство членов американской киноакадемии – актеры, то у «Черной Пантеры» есть некоторый шанс обрести и главный «Оскар» 2019‑го. «Власть» Адама МакКея – 8 номинаций Комедийный режиссер Адам МакКей три года назад почти завоевал главный «Оскар» года за свою серьезную картину об ипотечном кризисе 2007 года «Игра на понижение». Постановщик создал свой узнаваемый стиль, которому верен и в новой работе – «Власть». МакКей бесконечно сыплет экономическими или в данном случае политическими терминами и фактами: отвлечешься хоть на секунду – потеряешь нить повествования. Но его ленты отнюдь не занудные: он придумывает остроумные монтажные рифмы или забавные вставные эпизоды, много иронизирует. «Власть» – это вновь крайне актуальная и динамичная картина. Посвящена она американскому политику, вице-президенту при Джордже Буше-младшем Дику Чейни. В Чейни перевоплотился едва узнаваемый в этой роли Кристиан Бейл, его жену Линн изобразила Эми Адамс, а Буша-младшего – Сэм Рокуэлл. Все трое получили по актерской номинации. МакКей демонстрирует, как абсолютно заурядный молодой человек постепенно превращается в серого кардинала американской политики. Чейни внедрил своих людей во все важнейшие инстанции, и все ключевые решения времени правления Буша фактически принимал он, а не президент. Авторы фильма считают, что Чейни невольно повлиял даже на появление ИГИЛ (запрещенная в России организация). Один из выводов МакКея, увы, универсален: именно мы виновны в том, что опасные люди, подобные Дику Чейни, обретают власть. Точнее, те из нас, кто не интересуется политикой, предаваясь в свободное от работы время бездумным развлечениям. «Черный клановец» Спайка Ли – 6 номинаций Еще одна картина о недавнем прошлом США, рифмующемся с сегодняшним днем. Афроамериканский режиссер Спайк Ли всегда затрагивал в своих работах вопросы межрасовой напряженности, поэтому упрекнуть его «Черного клановца» в конъюнктурности невозможно. Понятно, что расовые конфликты в Америке приводят Спайка Ли в бешенство и отчаяние, и оттого он не мог не завершить картину документальными кадрами трагедии 2017 года в Шарлоттсвилле. В основной части фильма рассказана реальная история из 1970‑х: полицейский-афроамериканец Рон Сталуорт (Джон Дэвид Вашингтон) внедрился в ку-клукс-клан. Как ему это удалось? Да просто с членами организации он общался по телефону, а на встречи отправлялся другой коп (Адам Драйвер). Лента Спайка Ли, помимо всего прочего, еще и бодрая, местами очень смешная и отлично сыгранная. «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса – 10 номинаций И снова история о власти и о серых кардиналах, коими в «Фаворитке» оказываются женщины. Английская королева Анна (Оливия Колман, приз за лучшую женскую роль в Венеции) невероятно близка со своей подругой герцогиней Мальборо (Рейчел Уайз). Та, фаворитка и любовница королевы, по сути, правит страной. Но ситуация меняется, когда на горизонте появляется новая служанка с аристократической родословной. Обедневшая родственница леди Мальборо Абигейл (Эмма Стоун) готова на все, лишь бы вновь подняться по социальной лестнице. Главный греческий режиссер современности Йоргос Лантимос впервые работает с историческим материалом, а не с собственным сюжетом, но его едкий юмор и глубокое понимание человеческой природы, как всегда, с ним. Отношение к каждой из героинь на протяжении фильма не раз изменится от сочувствия к отвращению и обратно, но в конечном итоге сквозь фарс проступит истинная трагедия. «Рома» Альфонсо Куарона – 10 номинаций Фильм–победитель Венецианского фестиваля, обладатель британской «Бафты» и лауреат еще полутора сотен наград. «Рома» мексиканца Альфонсо Куарона претендует одновременно и на «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке», и на статуэтку за картину года. Если «Рома» обретет последнюю, это станет сенсацией, ведь никогда еще в этой номинации не побеждала неанглоязычная лента. С большой долей уверенности можно сказать, что Куарон как минимум будет назван лучшим режиссером – аналогичная награда от режиссерской Гильдии ему уже досталась. «Рома» опирается на детские воспоминания Куарона, выступившего также сценаристом и оператором фильма, о начале 1970‑х в Мехико. Мы наблюдаем за жизнью обеспеченной семьи с четырьмя маленькими детьми глазами служанки Клео (непрофессиональная актриса, а ныне номинантка на «Оскар» Ялица Апарисио). Увидит Клео лесной пожар и землетрясение, расстрел студенческой демонстрации, уход хозяина из семьи и предательство уже собственного близкого человека. Черно-белые кадры «Ромы» окунают в мир, настолько насыщенный жизнью, – тактильный, звучащий, что в его реальности не сомневаешься. Постепенно в него затягивает с такой силой, что начинаешь испытывать эмоции, сопоставимые по мощи с переживаниями героини. Не в последнюю очередь это картина о женской солидарности в мире, где мужчинам нельзя доверять. «Зеленая книга» Питера Фаррелли – 5 номинаций Наиболее вероятный претендент на победу. «Зеленой книге» уже вручили приз продюсерской Гильдии США: в большинстве случаев лауреату этой награды достается и главный «Оскар» года. В копилке у «Зеленой книги», например, и приз зрительских симпатий кинофестиваля в Торонто, также важный для «Оскара». Единственное «но»: у режиссера картины Питера Фаррелли нет режиссерской номинации. Питер Фаррелли, снимавший в соавторстве с братом неполиткорректные комедии с юмором «ниже пояса» («Тупой и еще тупее», «Кое-что о Мэри»), внезапно сотворил обаятельную социально-политическую трагикомедию по мотивам реальных событий. Талантливейший афроамериканский пианист начала 1960‑х Дон Ширли (Махершала Али) нанимает простолюдина с итальянскими корнями Тони по прозвищу Болтун (Вигго Мортенсен) в качестве водителя и охранника во время турне по южным штатам, где все еще процветала сегрегация. Более непохожих людей не найти, но, тем не менее, оба героя со временем преодолевают свои предрассудки и учатся смотреть на мир и друг на друга другими глазами. Всего-то и нужно было, что пообщаться и увидеть в другом человека, а не концепцию. Удивительная история о столь редком в наше время умении достигнуть взаимопонимания, которое способно изменить мир. А еще – о большой, настоящей и трогательной мужской дружбе.