"Посмертный" шедевр
В начале фильма зрители с удовольствием смотрят на Буэнос-Айрес глазами одного из двух главных героев – галериста Артуро Сильва (да, в фильме два главных героя, два друга - художник и галерист, и кто из них главнее, решать вам) и узнают об убийстве. Артуро едет в шикарной машине, бросив на соседнее кресло дипломат, а в нем - с любовью уложенные деликатесы, включая баночку с черной икрой и бутылку водки. И, вдруг, любуясь пейзажами, он неожиданно признается: "Я – убийца". Преамбула интригует, но за ней последуют скучные разговоры о том, как надо смотреть картины, и в этот ликбез абсолютно не хочется вникать. Нам же заявлено убийство! Подождите! Картину Дюпра надо не только смотреть, но и слушать. Слушать очень внимательно, ибо прежде чем обнаружится убийца и обязательный "труп", режиссер устами своих героев рассказывает о том, что актуально во все времена - о ценности художественных произведений, о литературе, о рекламной зависимости, о спекуляции на именах, о сложном и не всегда честном мире повседневной торговли искусством... Режиссер откровенно высмеивает современный арт-рынок, перформансы, в которых возносят новых, часто нелепых идолов и продают бессмысленные арт-объекты (выставка кед – кроссовок, пребывающих в разном настроении). Ренцо – когда-то очень знаменитый в Аргентине художник – постарел, поизносился, обнищал. Финансовый крах, увы, его раздавил и заметно повлиял на характер. Со всеми пожитками и картинами Ренцо оказался на улице, денег нет, картины не продаются, лучший друг, тот самый галерист Артуро Сильва (будущий убийца) рвет с ним отношения. Это конец, конец потому, что он – злой, циничный, противный, эксцентричный, непредсказуемый старикашка, гордец и себялюб, и как его не убеждай, - не пишет заказных картин. Упрямый живописец готов с жизнью распрощаться, только не марать полотно для всяких богачей. Ренцо амбивалентен по Фрейду. Это когда присутствуют противоположные глубинные побуждения, в основе которых и влечение к жизни, и к смерти. Случайно попав под колеса грузовика, художник остается в живых, но частично теряет память и смысл жизни. Что будет дальше? А дальше сюжет будет развиваться непредсказуемым образом. Так неужели только после смерти художника его картины могут продаваться по баснословным ценам? Неужели только на смерти художника можно сорвать большой куш? Режиссер Дюпра давно изучает тему взаимодействия художника с внешним миром. Тот же мотив прослеживается в его предыдущей картине "Почетный гражданин", получившей 20 международных наград и выдвинутой на "Оскар" от Аргентины. "Почетный гражданин" раскрывает конфликт между ярким талантом и воинствующей посредственностью. Кстати, в "Шедевре" снималась актриса Андреа Фриджерио, сыгравшая в "Почетном гражданине" ключевую роль. Фильмы "Шедевр" и "Почетный гражданин" не пытаются заигрывать со зрителем, ну, если совсем чуть-чуть: в "Шедевре" все-таки есть сцена убийства. Хотя для большинства зрителей "Шедевр" может показаться мучительной говорильней. А ведь в этой говорильне - десятки блестящих фраз, заслуживших право уйти в народ! Пересказывать сюжет – дело последнее, отбивающее интерес к картине. Скажем только, что интрига сохранится до финала. "Шедевр" медленно раскачивается, но не отпускает. Стилевой градус прыгает от детектива к психологической драме, от драмы к философской комедии, от комедии к мыльной опере. Режиссер умело управляется с жанрами, они ласкают друг друга, а когда в главных ролях такие артисты, как один из лучших аргентинских драматических актеров Луис Брандони (художник) и известный актер, комик Гильермо Франчелла (не надо путать с Гильермо Франко – мексиканским футболистом аргентинского происхождения), сыгравший "Мужчину твоей жизни", – фильм не мог не состояться. Артисты ни на секунду не отпускают вожжи, наполняя картину не только драматическими переживаниями, но и легким, как взмах веера, свежим юмором. Есть и еще один персонаж Алекс - правильный до мозга костей, мечтающий брать уроки у художника. Он честный, исполнительный, трудолюбивый, обязательный и добрый. "С такими качествами художником ты не станешь. Художники становятся потому, что ничего больше делать не умеют", – говорит ему Ренцо со злостью и выгоняет из мастерской. Алекс, при всем своем уважении к мастеру, не прощает ему мошенничества, но Ренцо, абсолютно уверенный в своей правоте, пытается убедить молодого человека: "Само искусство – обман!". И с этим постулатом трудно не согласиться. Кстати, в "Шедевре" используются картины прославленного аргентинского художника-экспрессиониста Карлоса Герриарены. Фильм "Шедевр" был продан в более чем 20 стран мира, а на родине, в Аргентине, продержался в ТОП-3 проката более пяти недель. История абсолютно универсальная. И нам, россиянам, очень близка и понятна. На испанском кинофестивале в Вальядолиде (Seminci) "Шедевр" получил приз зрительских симпатий. Возможно, он будет симпатичен и нашим зрителям. Хотя в любом шедевре можно найти изъян, если постараться.