Войти в почту

7 сатирических фильмов о политике, ставших классикой

О том, как Стэнли Кубрик высмеял истерию времен холодной войны, а режиссер «Смерти Сталина» замаскировал художественную сатиру на политиков под документалку

7 сатирических фильмов о политике, ставших классикой
© "В петле"

На этой неделе в российский прокат вышла американская сатирическая комедия «Власть» о правлении президента Джорджа Буша-младшего и приходе к власти его сподвижника Дика Чейни — последнего играет вновь невероятно изменившийся Кристиан Бейл. «Власть» получила восемь номинаций на «Оскар», но сможет ли эта картина попасть в классику политической киносатиры — покажет время. Buro. рассказывает о семи фильмах, высмеивающих политику и политиков, которые уже можно причислить к классике.

«Великий диктатор»

1940

Через неделю после начала Второй мировой войны, которая вскоре стала разрастаться по Европе, как чума, Чарли Чаплин начал съемки фильма — карикатуры на Адольфа Гитлера. Чаплин — еврей по происхождению, и его очень волновали преследования евреев в нацистской Германии, о которых он узнавал от своих друзей. Чаплин решил, что Гитлер должен быть высмеян и начал работать над сценарием ещё в 1938 году, а фильм снимал уже под впечатлением от стремительного захвата европейских стран нацистской армией.

«Великий диктатор» — одна из лучших работ Чаплина и первый звуковой фильм в его карьере. В нём Чаплин пародирует Адольфа Гитлера через роль Аденоида Хинкеля — диктатора вымышленного государства Томания, очень похожего на Гитлера вплоть до мимики и жестикуляции. Это одно из самых известных изображений Гитлера в кино. Вторая роль Чаплина в «Великом диктаторе» — еврей-парикмахер, сражавшийся в Первой мировой и страдающий амнезией. Этот персонаж не в курсе творящегося по воле Хинкеля, а потому действует дерзко и раздражает нацистов, и ему, и другим евреям приходится спасаться от преследований.

«Рёв мыши»

1959

Американский режиссёр Джек Арнольд прославился популярными сай-фаями, которые сейчас смотрятся странно, но когда-то были хитами. То, что у него получится хорошая комедия с элементами сатиры, было не очень-то предсказуемо. «Рёв мыши», пожалуй, можно засчитать как протомонтипайтоновскую комедию — во всяком случае, абсурдизм, гротеск и смешение исторического и современного тут напоминает скетчи легендарных «Пайтонов». К слову, Джек Арнольд снимал «Рёв мыши» при поддержке Великобритании — страны, которая пестует политическую сатиру. Ещё интересный факт — три роли в картине сыграл Питер Селлерс, который повторит этот трюк в «Докторе Стрейнджлаве» Кубрика, а ещё одну роль — Джин Сиберг, уже через год появившаяся в дебютной ленте Жан-Люка Годара «На последнем дыхании».

По сюжету «Рёва мыши» маленькое вымышленное европейское княжество Фенвик, весь бюджет которого держится на продаже вина в США, оказывается в кризисе из-за американского пройдохи, занявшегося продажей дешёвого контрафакта этого вина. Фенвиком правит княгиня Глориана — пародия на королеву Викторию, и её советники решают, что армия страны, всё ещё вооружённая луками и стрелами, должна захватить США, потому что США всё равно победят, но, в лучших традициях Штатов, потом будут помогать побеждённой стране. Сами Штаты при этом заняты разработкой ядерной бомбы.

«Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу»

1964

Самый известный сатирический фильм о политике снял Стэнли Кубрик. Эта картина, вышедшая в разгар холодной войны, высмеивает недальновидных политиков, антисоветскую панику американцев и истерику гонки вооружений. Кубрик взял за основу сценария роман британского писателя Питера Джорджа «Красная тревога», но переосмыслил его в чёрную комедию, еще раз доказав, что чувства юмора у него отличное.

«Доктор Стрейнджлав» не зря входит в списки величайшего кино, обязательного к просмотру. Помимо остроумия и мастерства деталей, этот фильм, как и всё, что делал Кубрик, отличается выдающимися визуальными решениями и отличной игрой актёров. Как и в «Рёве мыши», три главные роли в «Докторе» тоже сыграл Питер Селлерс — мастер диалектов и перевоплощений. В фильме нашлось место и уколам в адрес фашистской идеологии — доктор Стрейнджлав, загадочный учёный на службе военных сил США, оказывается выходцем из Третьего рейха и непроизвольно вскидывает руку в нацистском приветствии.

«Русские идут! Русские идут!»

1966

Обаятельная сатирическая комедия режиссёра Нормана Джуисона — ещё одно высмеивание истеричной паники времён холодной войны, которую частично обсмеяли в «Рёве мыши» и обстоятельно в «Докторе Стрейнджлаве». Фильм с антимилитаристским посылом получил две статуэтки «Золотой глобус» и четыре номинации на «Оскар». Несмотря на серьёзность заявленной темы, Джуисону удалось все два часа хронометража не терять лёгкость и непринуждённый тон.

Сюжет комедии сосредоточен вокруг истории моряков с советской подлодки, случайно севшей на мель у берегов США. Русские пытаются по-тихому найти моторную лодку, которая поможет им снять свою субмарину с мели и уплыть восвояси, но слухи об их приходе быстро разносятся по округе и вызывают панику. В конце концов, русским удаётся показать, что они в общем-то ничем не отличаются от местных жителей, и завоевать их расположение.

«Репетиция оркестра»

1978

«Репетиция оркестра» Федерико Феллини начинается как благопристойный псведодокументальный фильм об интеллигентных музыкантах симфонического оркестра, но постепенно разрастается до уморительного фарса из-за склочности и эгоизма героев. Картину можно воспринимать прямолинейно — как фильм о неслаженном симфоническом оркестре, а можно — как метафору итальянского правительства, где все ссорятся и интригуют, вместо того, чтобы объединить усилия на благо страны. У «Репетиции оркестра» много интерпретаций, и каждый вправе выбрать наиболее близкую себе, ведь оркестр может символизировать и человечество в целом, и быть просто оркестром.

«Бразилия» (1985)

Антиутопия Терри Гиллиама — выходца из уже упомянутой комик-труппы «Монти Пайтон» — рассказывает о мире будущего, погрязшем в бюрократии. Главный герой картины Сэм Лоури работает на незначительной должности в правительстве и мечтает сбежать от серой рутины к приключениям. Однажды бюрократическая система даёт сбой, и девушка, которая очень нравится Сэму, оказывается в опасности. Мечтающий о приключениях клерк решает спасти её и сам тоже попадает в жернова системы.

Если бы фильм Гиллиама не был таким смешным, то напоминал бы экранизации книг Джорджа Оруэлла, о котором Гиллиам много думал, разрабатывая концепцию «Бразилии». Отчасти это было связано с приближением 1984 года, а «1984» — один из главных романов антиутописта Оруэлла. Во время работы над картиной режиссёр давал ей другие, более красноречивые названия. Например, «Министерство», «Министерство пыток: Как я научился жить в системе» или «Так вот почему буржуазия такой отстой».

«В петле»

2009

«В петле» режиссёра Армандо Иануччи, позже снявшего «Смерть Сталина», вышел всего лишь в конце нулевых, но уже может считаться классикой политической киносатиры. Фильм основан на его же успешном сериале «В гуще событий», который Иануччи снимал для Би-би-си. В полнометражной ленте те же герои, те же места действия и та же псевдодокументальная подача, что и в сериале, — кажется, что мы смотрим обычную документалку Би-би-си или реалити-шоу.

Сюжет «В петле» разворачивается во время начала вторжения США в Ирак и в первую очередь высмеивает политиков и современные политические приёмы, которыми те пользуются. У Иануччи сотрудники правительства выглядят не вершителями судеб, а случайно попавшими на свою работу обычными офисными клерками со своими недостатками и мелкими проблемами. Режиссёру отлично удаётся сбавить градус пафоса, которым пытаются окружить себя реально существующие «слуги народа».