The Economist (Великобритания): «Мистер Джонс» — история о человеке, рассказавшем об украинском голодоморе
Сбежав в 1932 году от своего опекуна из коммунистической партии и пройдя пешком по украинским деревням, Гарет Джонс становится свидетелем ужасных лишений. Люди голодают и насмерть бьются друг с другом за буханку хлеба. На улицах лежат трупы, которые периодически собирают и увозят на телегах. Пока советские граждане голодали, Москва продолжала вывозить за границу зерно, демонстрируя Западу свое благополучие. Согласно последним оценкам, в 1932 и 1933 годах в результате голодомора (переводится как «убийство голодом») умерло около четырех миллионов человек, или примерно 13% украинского населения. Но в то время мало кто поверил сообщениям Джонса, а многие политики, дипломаты и журналисты даже пытались его дискредитировать. «Мистер Джонс» это художественный фильм, премьерный показ которого состоялся на Берлинском кинофестивале. В нем поиски правды, которыми занимается журналист, представлены в виде стильной и увлекательной исторической драмы. В начале картины Джонс (его искренне и убедительно сыграл Джеймс Нортон) прозорливо разъясняет своему начальнику по Форин-офису Ллойду Джорджу и коллегам, насколько опасна национал-социалистическая партия Германии. Они насмехаются над этим молодым наглецом. Прежде чем он успевает сказать, что экономические прогнозы Советского Союза тоже вызывают обеспокоенность, его увольняют по причине бюджетных сокращений. Джонс решает лично изучить этот вопрос, и хотя никто из редакторов не дает ему рекомендацию, он добивается своего и получает пресс-визу для поездки в СССР. Джонс не намерен мириться с политическими ограничениями, в условиях которых живут другие журналисты в Москве. В своих репортажах они следуют духу и букве газеты «Правда», сообщая о том, что экономика страны процветает, а коллективизация стала манной небесной для крестьян. Хотя советские чиновники накладывают ограничения на его журналистские командировки по сбору информации, Джонс обнаруживает, что правда прямо противоположна. В фильме показаны лишения, жестокость и людодество, до которых довели украинцев, однако там отсутствует погоня за сенсациями и неуместные ужасы. Отрицательным героем в этом фильме стал не какой-нибудь советский мерзавец, а руководитель московского бюро «Нью-Йорк таймс» и лауреат Пулитцеровской премии Уолтер Дюранти (Питер Сарсгаард). Он договаривается с другими представителями западной прессы о том, чтобы скрыть происходящую трагедию. Их больше интересуют сексуальные и наркотические оргии, которые могла предложить Москва 30-х годов. В реальной жизни Дюранти опубликовал статью под заголовком «Русские голодны, но не умирают с голоду», в которой поиронизировал над репортажами Джонса. (Он писал: «Похоже, что Джонс совершил прогулку длиной 60 километров по селам и пригородам Харькова, и нашел, что условия там тяжелые». После этого «Нью-Йорк таймс» начала опровергать сообщения Джонса.) В фильме Дюранти показан как человек, который считает молчание об ужасах авторитаризма весьма удобной составляющей своей журналистской работы в России. Ведущий репортер газеты Ада Брукс (Ванесса Кирби) так не думает, но оба они выступают в защиту действий СССР, настаивая на том, что этот длительный проект может потребовать неких непродолжительных лишений. По их мнению, правду можно подделывать. Джонс как высоконравственный герой объясняет недостатки такого отношения в сценах и диалогах, которые рассчитаны на определенный эффект. Он убежден, что выяснение и публикация неопровержимых фактов приведут к действиям и сделают мир лучше. В отличие от штатных журналистов, которые живут в Москве и зарабатывают там на жизнь, а поэтому вынуждены воздерживаться от конфликта с властями, Джонс, будучи фрилансером, независим, и это дает ему возможность заниматься поисками правды. Ему не удается убедить в своей правоте Дюранти, но Джонс рассказывает о советских невзгодах другому известному писателю — Эрику Блэру, больше известному как Джордж Оруэлл. По всему фильму разбросаны сцены, в которых Оруэлл сидит за пишущей машинкой и работает над повестью «Скотный двор». Здесь режиссер забегает вперед, ибо эта книга была написана на 10 лет позже. Эти вставки показывают, что Блэр стал намного критичнее относиться к авторитарной власти после встречи с Джонсом и беседы о том, что он увидел на Украине. Это довольно неуклюжий прием, указывающий на то, что кинематографисты не уверены в способности зрителя понять все ужасы тоталитарной цензуры без упоминания имени Оруэлла. Спустя несколько лет после описанных в фильме событий Джонс накануне своего тридцатого дня рождения был убит в Монголии наемниками, связанными с КГБ. В картине Гарет Джонс представлен как пример для всех репортеров, хотя порой это превращает его и других персонажей в пустые символы. В фильме Джонс не проявляет ни малейших колебаний, ни страха, ни тени трусости, хотя на деле такое вполне могло быть. Тем не менее, сегодня, когда журналистика часто подвергается издевкам и наветам, «Мистер Джонс» указывает на то, что эта профессия требует честности, мужества и даже героизма.