«Холодная война» за второй «Оскар» 

«Холодная война» за второй «Оскар»
Фото: Украина.ру
В последние годы в Польше снято немало фильмов о страданиях и жертвах польского народа в годы Второй мировой войны.
Однако для Запада куда более важным является уничтожение нацистами польских евреев и роль самих поляков в этом злодеянии.
В «Пианисте» , получившем «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах в 2002-м и «Оскар» в трёх номинациях в 2003-м, эта тема проходит на втором плане. А вот первый фильм на польском языке, который в 2015-м получил награду Американской киноакадемии, «Ида» Павла Павликовского, полностью посвящён убийству поляками своих сограждан-евреев. Эта чёрно-белая лента повествует о судьбе еврейской семьи, которую соседи-поляки сначала прятали в лесу, а позже там же и убили.
Как отмечали критики, в отличие от классического восточноевропейского кино здесь нет эзопова языка, а рассказанная история до ужаса буднична и конкретна. Несмотря на парад международных наград (кроме «Оскара» фильм получил премию Европейской киноакадемии в нескольких номинациях, а также премию BAFTA), на родине «Ида» подвергалась всевозможным нападкам, среди которых обвинение антидиффамационной лиги Польши в «антипольскости» картины.
Новой ленте Павликовского «Холодная война» повезло больше. Собственно, времена холодной войны являются в ней лишь фоном для сложной любовной истории главных героев — танцовщицы Зули (Йоанна Кулиг) и пианиста Виктора (). Действие фильма происходит в 40-х — 60-х годах ХХ века в Польше, Югославии, Берлине и Париже.
фильм «Холодная война»
Казалось бы, о польской меланхолии, комплексах, одержимости памятью, чувстве изгнания, архетипе утраченной родины, подвешенности между отсталым Востоком и желанным «там», то есть несоответствии западной цивилизации, написано столько, что возвращение к этой теме, особенно в кино, не предвещает ничего хорошего. И все же в «Холодной войне» — захватывающей истории о заключении, а затем о побеге из мира тоталитаризма и поисках «рая на земле» — благодаря удивительной силе воображения Павлу Павликовскому удалось создать связный и, что самое главное, читаемый не только местными зрителями образ «польскости». Это поэтическое произведение, универсальное, легкое и, казалось бы, очевидное — и в то же время чрезвычайно духовное, глубокое, насыщенное любовью, которая осуществляется только в акте самоуничтожения.
Этот фильм, несмотря на некоторые аналогии, не является стилистическим повторением «Иды». Черно-белые кадры, зажатые в рамки узкого экрана 4:3, кажутся похожими, но в «Холодной войне» значительно больше стилизации — от немого кино, ранних работ Вайды до фотографий Жана Бартета и картин Тарковского. В «Иде» было меньше динамизма и больше тишины, а здесь молитва заменена феноменальным саундтреком, в котором выражены эмоции и трагическая судьба пары главных героев, напоминающих родителей Павликовского. Музыка фильма — смесь репертуара бывшего главного ансамбля песни и танца ПНР «Мазовше» в удивительной аранжировке Марцина Масецкого, отсылающая также к творчеству и других корифеев джаза ХХ века.
Что интересно, именно через музыку в фильме появляется тема ещё одного народа, который столетиями жил на территории Польши, а потом вдруг «исчез», хотя и не так трагически, как местные евреи. Речь о лемках-русинах, которые в конце 1940-х с нынешнего польско-украинского пограничья были насильно переселены на территорию УССР или на бывшие немецкие земли ПНР, где были ассимилированы. В фильме звучат лемковские мелодии и песни, а часть съёмок происходила на руинах греко-католической церкви в некогда населённом русинами селе Князи, в нескольких десятках километров от границы с Украиной.
Визуальная и звуковая сторона ленты, составленная и управляемая режиссером с почти незаметной иронией, разыгрывается как будто на грани реализма и мифа. Дистанция, идеализм, погруженный в чувство юмора и грусти, высшей пробы актерское мастерство Йоанны Кулиг и Томаша Кота на высшем уровне, прекрасная операторская работа Лукаша Жала — всё вместе прекрасно сработало, доводя эту мелодраму до высот киноискусства.
На киноэкраны России лента вышла в ноябре 2018-го, и её сразу же начали сравнивать с «Летом»  — кстати, эти два фильма сошлись в конкурсе Каннского кинофестиваля в минувшем году. Действительно, здесь тоже любовь на фоне тоталитаризма, черно-белые картины минувшего, связавшая героев музыка.
Но метод Павликовского и масштаб затронутого им материала заставляют, скорее, вспомнить «Белую ленту» , еще один ретрофильм, в котором не было ничего внешне новаторского или вызывающего, но каждый кадр говорил со зрителем как никто и ничто прежде. Самой же точной аналогией будет «Невыносимая легкость бытия» , а скорее даже сам роман Милана Кундеры. Виктор и Зуля — наследники Томаша и Терезы по прямой, их случайная встреча, их общий финал поразительно схожи.
Кстати, фильм Кауфмана, в котором сыграли Дэниэл Дей-Льюис (единственный актёр в истории Американской киноакадемии, трижды удостоенный премии «Оскар» за лучшую мужскую роль), Жюльет Бинош и Лина Олин, в 1989-м «Оскар» не получил.
В ночь с 24 на 25 февраля все любители польского кино будут напряжённо смотреть трансляцию из Голливуда, надеясь, что киноистория Павла Павликовского будет более удачливой.
Видео дня. Трагическая судьба Ириски из «АБВГДейки»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео