Он видел судьбу Европы еще 15 лет назад: как фильмы Алексея Балабанова предсказывали будущее
Всю жизнь его преследовала смерть, но он каждый раз уходил от нее. Он знал, когда и как покинет этот мир и умер в той же позе, в которой умер в фильме. Сегодня Алексею Балабанову могло бы исполниться 60 лет. Кадр из фильма "Брат" (1997 г.) Его картины вызывают и восторг и неприятие, а иногда и то, и другое одновременно. Все снятые Алексеем Балабановым фильмы становились событием. Дилогия «Брат» и «Брат-2», ставшая культовой, скандальный и отвратительный «Груз-200», пронзительная мелодрама «Мне не больно», мистический проект «Я тоже хочу», как и остальные его работы не оставляют равнодушным никого. Алексея друзья считали гением «не от мира сего» Кадр из фильма "Жмурки" (2005 г.) Те, кто знал Балабанова лично, были уверены, что этот человек – не от мира сего. Кто-то говорил, что при общении с ним понимаешь, что он гений, который связан с другими мирами. Актер Алексей Панин со свойственной ему прямолинейностью заявил: «Я помню, как Балабанов на меня смотрел, я видел перед собой черные, такие бездонные глаза. Я подумал: это – бес». Балабанов: «Я убил в фильмах слишком много людей» Фото: РИА Новости / Екатерина Чеснокова Сам Балабанов признавался: «Я убил в фильмах слишком много людей. Это не очень-то помогает достичь счастья». Эти слова он произнес за год до своей смерти. Он знал, что тяжело болеет и из-за этого не останавливался в работе ни на минуту, стараясь успеть оставить после себя как можно больше. В последние дни он находился в санатории, где писал очередной сценарий. Ничто не предвещало беды, но вдруг Алексей потерял сознание и врачам уже не удалось вывести его из обморока. Вся жизнь Балабанова пронизана мистикой Алексей Балабанов Фото: Сергей Фадеичев / ИТАР-ТАСС Балабанов похоронен там, где он за 20 лет до этого снял эпизод фильма «Брат» - на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга. Режиссеру на съемках фильма «Я тоже хочу» удалось снять собственную смерть. По словам его друга Олега Гаркуши, даже портфель Алексея стоял так же рядом, как он стоял и в фильме. Таких мистических совпадений в жизни, смерти и творчестве режиссера множество. «Брат» - единственный фильм, снятый режиссером ради денег Кадр из фильма "Брат" (1997 г.) Мало кто знает, что фильм «Брат» снимался Балабановым в угоду обществу. Ему нужно было снять кино, соответствующее духу времени, чтобы заработать денег для своего следующего авторского проекта: «Про уродов и людей». Но средне фильм снять не удалось – картина получилась культовой и актуальной на десятилетия. Снимая обычный кассовый боевик, режиссер и не предполагал, что «Брат» принесет ему всенародную любовь и громкую славу. Балабанов не продался за миллионы Березовского Кадр из фильма "Олигарх" (2002 г.) Даже при том, что для реализации своих проектов Балабанов отчаянно нуждался в деньгах, он не собирался идти против своей совести. И когда к нему обратился Борис Березовский с желанием снять фильм «Олигарх» о себе любимом, Балабанов отказался. В ходе переговоров Березовский предлагал космическую по тем временам сумму для съемок: 70 миллионов долларов. Но Балабанов предложил историю предательства, а Березовский хотел дифирамбов. Кино про олигарха впоследствии снял Павел Лунгин. «Брат-2» впечатлил даже американцев Кадр из фильма "Брат-2" (2000 г.) Когда через три года после первого вышел «Брат-2», даже закоснелые американцы, посмотревшие фильм, говорили, что им стыдно за свою страну. По словам киноведа Александра Шпагина, люди в кинотеатрах были потрясены. Они искренне удивлялись тому, как точно русский ухватил суть жизни в Америке. Говорили, что «Брат-2» - самое честное кино, которое они видели. Это был бешеный успех. Но именно с этого момента в жизни Балабанова началась черная полоса из которой уже не было выхода. Съемки следующего фильма закончились трагедией Кадр из фильма "Река" (2002 г.) На волне успеха Балабанов решил снять фильм «Река» о колонии прокаженных в далекой Якутии, где действие происходило в конце 19 века. Денег не хватало, поэтому снимали поближе, в Мурманской области. Однажды, когда Балабанов возвращался домой со съемок, внедорожник, в котором находился он и его семья, слетел с дороги. Оператору Сергею Астахову, который был за рулем, пришлось уходить от лобового столкновения с вылетевшей навстречу машиной. Все, кто был в машине, получили серьезные ранения, а исполнительница главной роли Туйара Свинобоева от полученных травм умерла в больнице. Духовник Алексея считает, что режиссера остановили Кадр из фильма "Река" (2002 г.) После аварии Балабанов проводил много времени в храме Михаила Архангела недалеко от Углича. Он часами разговаривал с отцом Рафаилом, ставшим его духовным наставником. Тот уверен, что ДТП, в которое попал режиссер, не было случайностью. То, что погибла исполнительница главной роли, было предупреждением режиссеру, что нельзя снимать смерть, тем более, делать это так откровенно и кроваво, как это делал Балабанов в «Реке». Отец Рафаил говорит: «Он задумал сделать такую чудовищную страшную вещь про жизнь человеческую… Может, господь остановил, не знаю…» Балабанов не прислушался к предупреждению Источник - wikimedia Съемки «Реки» свернули, но Алексей не отказался от других своих проектов. И в сентябре 2002 года потерял почти всю свою съемочную группу вместе с лучшим другом, Сергеем Бодровым. Легендарный «Брат» погиб в Кармадонском ущелье под лавиной из камней, грязи и льда. Место съемок ему подсказал не кто иной, как сам Балабанов: там он снимал фильм «Война». Там же смерть настигла и Марину Липартия – второго режиссера фильма «Река», которой удалось выжить в аварии, где погибла Туйара. Трагедия в Кармадонском ущелье сломала Балабанова После того, как ледник унес жизни всех друзей Алексея, он так и не смог восстановиться. Он считал себя виноватым в их смерти, сетовал на то, что его не было с ними рядом, корил себя за то, что постоянно из-за дел откладывал поездку на съемочную площадку. больше по теме Роковые фильмы, унесшие жизни Бодрова, Урбанского и других звезд нашего киноМногое в этих смертях кажется странным, роковым или мистическим. В одних случаях настораживают обстоятельства, при которых произошли трагедии, в других остается загадкой, как могло столько всего совпасть. В ущелье пропали 120 человек, но это не стало последней потерей в жизни Балабанова. Люди рядом с ним продолжали погибать. По словам актера Сергея Маковецкого, режиссер несколько лет был удручен и уверен, что смерть скоро придет и за ним. Актриса Светлана Письмиченко вспоминала, что после этой трагедии Алексей мрачнел все больше, и все мрачнее становились его фильмы. Даже комедия «Жмурки» получилась «черной» На съемочной площадке фильма "Жмурки" Маковецкий вспоминал, что съемки комедии «Жмурки» немного помогли Балабанову прийти в себя. Но и этот фильм получился совсем не добрым. Первый же съемочный день был сорван, потому что машина, в которой должны были происходить съемки, попала в аварию. Режиссер не находил себе места, считая, что это – очередной знак. Впоследствии он сам говорил отцу Рафаилу, что ему «придется отвечать за то, что он «поубивал» столько народа». Смерть постоянно ходила рядом с Балабановым В восьмидесятые Алексей дважды чуть не утонул. Потом пережил две серьезных автоаварии. Ему посчастливилось вернуться живым из Афганистана и Анголы. 46 раз ему пришлось летать в Сирию во время войны с Израилем. больше по теме История «Любэ»: надевать на сцену гимнастерки музыкантам посоветовала Алла ПугачеваПесни «Батька Махно», «Атас!», «Комбат», «Родина-мать» и многие другие давно уже стали визитной карточкой Николая Расторгуева, который 21 февраля отмечает свой день рождения Рядом с ним падали сбитые транспортные самолеты, умирали солдаты, но ему всякий раз удавалось выжить. Актриса Ирина Ракшина говорила, что судьба подкладывала Балабанову невероятно жуткие испытания для того, чтобы он их пережил и на основании этого чудовищного опыта снял следующее гениальное кино. Балабанов и Тарковский - загадочные совпадения Кадр из фильма"Сталкер" (1979 г.) «Сталкер» Тарковского и последний фильм Балабанова «Я тоже хочу». Казалось бы: что тут схожего? А сама идея фильма. И в той, и в другой истории герои ищут место, где исполняются желания. И на пути поисков счастья их ждут опасности и испытания. Сквозь творчество Тарковского тоже проходит трагическая череда гибели актеров. Схожесть между двумя режиссерами можно найти еще и в том, что оба умерли в возрасте 54 лет. Прощание режиссера: в фильме и наяву Коллеги и друзья Алексея Октябриновича не сомневаются: картину «Я тоже хочу» режиссер задумал, чтобы показать с экрана собственную смерть и попрощаться. Немногим удается это сделать, а сделать так, как это реализовал Балабанов, и вовсе не удавалось никому. Кстати, двухсотлетняя колокольня, у которой был снят последний кадр последнего балабановского фильма, где показаны последние минуты жизни режиссера, рухнула на сороковой день после его смерти.