Андрей Тарковский. «Трудно быть богом»
26 февраля в 00:00 на Первом канале вас ждет уникальная премьера. Выход этого фильма по сути не привязан ни к какой дате, это просто плод размышлений людей, любящих и ценящих творчество Андрея Тарковского, о том, почему его жизнь сложилась так, а не иначе, попытка разобраться в драмах и радостях его личной жизни. Тарковского начали называть гением еще при жизни. Нет в мире режиссера более известного, он известнее всех своих коллег, и он — сплошная загадка. По сравнению с большинством других режиссеров Тарковский снял не так много картин: вместе с короткометражками их всего 11. Тем не менее, каждая из них — шедевр и особое слово в киноискусстве. «Андрей Рублев», «Солярис», «Зеркало», «Сталкер»… Тут не нужно комментариев. Одних названий хватит. Но по таланту и страдания… Став богом в кино, Андрей Тарковский в жизни оставался смертным человеком, в жизни которого все было так, как у большинства людей. Ему, богу в выбранном им искусстве, было дано отдавать людям свои картины, созданные из эмоций, чувств, ощущений и мыслей. И он сам проживал в реальности жизнь не бога, а человека — страдая, радуясь, сомневаясь, боясь, испытывая слабости. 26 февраля в фильме «Трудно быть богом» Андрей Тарковский впервые будет показан настоящим. Первый канал, анонсируя эту серьезную работу, обещает «приоткрыть завесу странных, загадочных и очень личных миров Тарковского». Поразительно, но Тарковский изначально верил в то, что он — избранный. У него была яркая, очень талантливая семья: мама, Мария Вишнякова, — из дворян, папа — знаменитый поэт… Но когда Андрею исполнилось три, папа ушел из семьи. Встретил другую женщину, как случается. Однако Андрей принять этого предательства не смог, прощение не пришло и с годами. Слишком болезненно, жестко и горько был разрушен этим шагом мир его счастливого детства. И поэтому с самых ранних лет и до последнего дня своей жизни Андрей Тарковский будет соперничать с отцом, а в каждой встреченной женщине, особенно в женщинах любимых, — искать черты мамы. К 1960-м Тарковский был уже состоявшейся личностью и приступил к съемкам «Рублева». Он и не думал, что эта картина будет для него знаковой во многих смыслах и больно ударит по его устоявшемуся уже, взрослому миру. Он не был готов к такому шквалу критики, с которым столкнется позже, не знал, что на съемках встретятся его первая жена Ирма Рауш и будущая вторая жена, а пока любовница и ассистентка Лариса Кизилова. И тут — невероятное откровение и тайна: именно в это время в жизни Тарковского появляется еще одна женщина, о существовании которой мало кто знал и тогда, и теперь. Дарья Николаевна Приставко, учительница географии из Санкт-Петербурга, могла стать официальной женой Тарковского, и только теперь она рассказала съемочной группе о невероятно сложных и мучительных отношениях с режиссером. Этот рассказ не голословен, зрители увидят уникальные свидетельства этой огромной любви — письма Тарковского к Даше, в которой Андрей называет ее своей единственной надеждой. И даже обручальное кольцо было куплено, но… Почему они с Дашей расстались? И почему Тарковский выбрал Ларису Кизилову? Или, может быть, вопрос надо задать точнее: это она выбрала его? Тарковский и Кизилова поженились в 1970 году, прожили вместе 16 лет, но что это были за годы? Как ни удивительно, но страсти вокруг пары Тарковский-Кизилова не остыли до сих пор. Друзья Тарковского — не все, но многие — говорят о Ларисе как о женщине, которая фактически отлучила его от всех — от родных, родителей и сестры, от друзей и тех, с кем он начинал путь в кино. Но как же так? Да, так. Заносчивый и дерзкий, Тарковский на самом деле был опаленным, обожженным человеком, совершенно беззащитным перед внешним миром. Он боялся жизни, что реально текла за окнами, не знал, как существовать в предлагаемой системе координат, пугался мира и чурался устанавливаемых им правил игры. Ему нужна была защита от внешних воздействий, и такой защитой стала Лариса. Она сделала для этого все, даже закрывала глаза на иные увлечения Андрея… Он требовал невозможного от своих актеров и влюблялся в актрис, которых подбирал с огромным трудом. Почему, кстати, завершился его страстный роман с Натальей Бондарчук? Она расскажет об этом в фильме. Для Тарковского не существовало авторитетов, советские мастера кино подвергались с его стороны беспощадной критике. И за ним самим со временем закрепился ореол мученика: не дают снимать, не утверждают сценарии, заявки на производство картин отвергают или откладывают в долгий ящик… Мы все знаем об этом, но так ли было на самом деле? Или Тарковский сам отчасти был виновен в той травле, которой подвергался? Поскольку вел себя не так, как от него ожидали? Как бы там ни было, в 1984 году он остался на Западе. Но был ли он там счастлив? Ведь многие из хорошо знавших Тарковского уверяют — ранняя смерть режиссера от рака в неполные пятьдесят пять стала следствием того, что он, будучи патриотом, остался без родины… …Его нет на этом свете тридцать лет, о его фильмах по-прежнему спорят, ища в его картинах тайные шифры — завет нам, зрителям сегодняшнего дня. Может быть, картина все же даст возможность понять его — гения и человека, бога кино, которому было трудно быть богом… О Тарковском в фильме расскажут его возлюбленная Дарья Приставко, актеры Николай Бурляев и Леонид Якубович, Алиса Фрейндлих и Филипп Янковский, Наталья Бондарчук и Наталья Верова, киноведы Ольга Суркова, Вячеслав Шмыров, Дмитрий Салынский и Лариса Солоницына, режиссеры Марлен Хуциев и Сергей Соловьев.