Двадцать вторая встреча с архивным кино в "Белых Столбах"

Несмотря на то, что фестиваль Госфильмофонда был создан в первую очередь для киноведов и архивистов, но с самых первых лет он заинтересовал своими эксклюзивными открытиями не только узких специалистов, но и режиссеров, операторов, сценаристов, композиторов и актеров. В этом году фестиваль порадует еще и фильмами из коллекций РГАКФД, Шведского киноинститута, Мюнхенского музея кино. Самая масштабная программа "Белых Столбов"– "Шестидесятые", и посвящена она расцвету советского кино. Ее особенность в том, что это не подборка канонических лент, а сборник фильмов самых разнообразных жанров и стилей той эпохи. И главное: представлять картины пятидесятилетней давности будут их создатели – режиссеры, актеры, операторы. Особенный интерес к программе, составленной из курсовых и дипломных работ 1960-х, ведь среди молодых режиссеров легко обнаружить будущих классиков отечественного кинематографа. Также в программе "Студенческие работы"в этом году можно познакомиться с первыми работами Георгия Шенгелая, Ивана Терзиева, Владимира Левина. Фестиваль архивного обращает внимание не только на неизвестные или полузабытые картины, но и на классику. "Классику и классиков можно и даже необходимо переоткрывать". "Обломок империи", 1929. Кадр из фильма. Фото: пресс-служба фестиваля "Белые Столбы" Центральный блок фестиваля-реставрации. Именно отреставрированной картиной "Обломок империи" Фридриха Эрмлера (1929) откроются "Белые Столбы". И только теперь, впервые за 70 лет, зрители увидят оригинальную версию одной из канонических лент мирового кинематографа, на реставрацию которой ушло семь лет. (Фильм восстановлен Госфильмофондом совместно с музеем кино EYE — Амстердам). Картина "Обломок империи вышла на советские экраны в 1929 году и через год, в 1930 году фильм был показан в США. Это последний немой фильм Эрмлера. По словам режиссера, он хотел показать достижения Советской власти, перемены, которые произошли в стране. Главную роль унтер-офицера Филимона сыграл Федор Никитин. Именно его глазами изучается новая жизнь. В роли меньшевика – Сергей Герасимов. И, что станет приятным сюрпризом, — показ картины пройдет в сопровождении симфонического оркестра, причем, прозвучит оригинальная музыка к фильму, написанная одним из ведущих композиторов советского авангарда Владимиром Дешевовым в 1967 году. Он — автор около двух десятков симфонических произведений, нескольких опер и балетов. Много работал с театром, написал музыку к более чем 30 драматическим и 5 музыкальным спектаклям, но, к сожалению, многие произведения этого яркого представителя новой композиторской волны не дошли до сцены или были сняты с репертуара. Владимир Михайлович оставил свой след и в кинематографе. Среди его сочинений музыка к фильмам "Слуга двух господ", "Академик Павлов" и "Обломок империи", о котором идет речь. Большинство произведений Дешевова остались в архивах, многое не сохранилось. Изучение его наследия только начинается. Сегодня сочинения Дешевова все чаще исполняются в России и за рубежом. В программе, посвященной реставрациям эпохи "перестройки", участвует фильм Николая Досталя "Облако-рай"(1990). Дело в том, что оригинальные негативы в России не сохранились, и новая копия, как сообщили в Госфильмофонде, печаталась с контратипа, причем, при непосредственном участии режиссера и оператора Юрия Невского. Они и представят картину вместе с группой актеров — Андреем Жигаловым, Ириной Розановой и Сергеем Баталовым. "Облако-рай", 1990. Кадр из фильма. Фото: kaztorrents.info Одна из креативных рубрик – "Пианино и пианисты"посвящена пианистам. Музыканты — натуры тонкие, романтичные, нервные; когда началась эра звукового кино, пианисты часто становились героями сложных психологических драм. В рубрике представлены работы классиков мирового кино: Ингмара Бергмана ("Осенняя соната", 1975), Иштвана Сабо ("Концерт", 1962), Роберта Вине ("Руки Орлака", 1924), Джозефа фон Штернберга ("Обесчещенная", 1931), Макса Офюльса ("Блестящий вальс Шопена", 1936), Боба Рейфелсона ("Пять легких пьес", 1970). Но кроме этих, достаточно известных картин, будут показаны фильмы неизвестные российскому зрителю: авангардный фильм Фридриха Фейера "Разбойничья симфония"(1936). Также кроме картин, где актеры перевоплощаются в пианистов, будут показаны документальные съемки великих пианистов – Якова Флиера, Святослава Рихтера, Эмиля Гилельса и др. И несколько слов о специальных событиях нескольких дней: 26 февраля режиссер Владимир Наумов представит свой фильм "Монета", который он снял в 1962 с Александром Аловым. Оператор Геннадий Карюк, работавший в паре с Кирой Муратовой и Станиславом Говорухиным, покажет картину "Случай из следственной практики"(1968) и свои учебные работы: "Сестры") и "Я – Куба". 60-летие своей режиссерской деятельности Юлий Файт отметит показом нового короткометражного фильма "Немых теней живые голоса". 27 февраля режиссер Андрей Смирнов, постановщик легендарных фильмов "Белорусский вокзал", "Осень", "Жила-была одна баба"приедет на фестиваль со своей вгиковской картиной "Эй, кто-нибудь!"(1962) и первой полнометражной — "Пядь земли" (1964). "Пядь Земли", 1964. Кадр из фильма. Фото: пресс-служба фестиваля "Белые Столбы". Кстати, в фильме "Эй, кто-нибудь!"дебютировала будущая звезда кинематографа 1960-х Ольга Гобзева (ныне – инокиня Ольга). Она приедет на фестиваль, чтобы представить эту картину вместе с режиссером, также представит фильм "Анюта" (1964), который будет показан широкой публике впервые за пятьдесят лет. 28 февраля режиссер Андрей Хржановский покажет и расскажет, как работал над своей курсовой работой "Новый знак" (1962). Оператор картины, 92-летний Леван Пааташвили и исполнитель главной роли Николай Досталь представят один из важнейших фильмов эпохи "оттепели" "До свидания, мальчики" (1964). В этот же день — демонстрация оригинальной копии эпопеи Сергея Бондарчука "Война и мир" (1965–1967) с 70 мм пленки. Показ 3-й серии будет предваряться вступительным словом оператора картины Анатолия Петрицкого. На это уникальное событие на фестиваль приедут известные кинематографисты. 1 марта известный актер Сергей Никоненко откроет себя как режиссер. Ведь мало кто знает о его режиссерском опыте. Никоненко покажет свою первую режиссерскую работу "Петрухина фамилия" (1971), в которой он также исполнил главную роль. "Петрухина фамилия", 1971. Кадр из фильма. Фото: snookerlesson.com Знаменитый оператор Александр Антипенко, работавший с Параджановым и Абуладзе, перед показом расскажет о своей дипломной работе "Сегодня – каждый день" (1967), благодаря которой он стал знаменитым. Ни один фестиваль архивного кино не обходится без новинок. На этот раз зрителей удивят одним из последних советских немых фильмов "Про обезьянку"(1935) и мелодрамой "Псиша, танцовщица Екатерины" (1922), снятой Германии с участием выдающихся театральных актеров Ольги Гзовской и Михаила Тарханова. В бездонной коллекции Госфильмофонда обнаружились и две американские картины, ранее считавшиеся утраченными: остросюжетный фильм "Заплати мне" (1917) с участием звезды немого кино Лона Чейни и экспериментальный фильм Романа Фролиха "Пленник" (1934).

Двадцать вторая встреча с архивным кино в "Белых Столбах"
© Ревизор.ru