Ещё
Как семья Майкла Дугласа бежала из России
Как семья Майкла Дугласа бежала из России
Актеры
Как выглядит и чем занимается Таисия Маслякова
Как выглядит и чем занимается Таисия Маслякова
ТВ
Новинки кино прошлого года, которые не заметили
Новинки кино прошлого года, которые не заметили
Фильмы
Петицию об увольнении шоураннера «Ведьмака» закрыли
Петицию об увольнении шоураннера «Ведьмака» закрыли
Сериалы

Кто и почему победил на самой странной церемонии «Оскаров» в истории 

Кто и почему победил на самой странной церемонии «Оскаров» в истории
Фото: Lenta.ru
В Лос-Анджелесе ночью с воскресенья на понедельник прошла 91-я церемония вручения премии «Оскар»: лучшим фильмом года была названа противоречивая «Зеленая книга» , призвал «сделать как надо» на президентских выборах, а отсутствие номинального ведущего неожиданно пошло вечеру только на пользу. «Лента.ру» рассказывает о главных событиях «Оскаров»-2019.
Голливуд уже не первый год сотрясают скандалы то сексуальные, то политические, то культурные — не отстает и «Оскар»: после того, как уличенный в серии гомофобных твитов десятилетней давности комик , изначально выбранный Американской киноакадемией ведущим церемонии, отказался от этой обязанности, найти ему замену так и не удалось. Кажется, шоу это, впрочем, только пошло на пользу: вместо традиционного десятиминутного монолога ведущего церемонию открыло выступление группы Queen и Адама Ламберта, бодро исполнивших нарезку из главных хитов британского коллектива, после чего на сцену — чтобы вручить премию лучшей актрисе второго плана (ее, как мы и предсказывали, выиграла за роль в «Если Бил-стрит могла бы заговорить») и коротко высмеять непривычный формат вечера вышли Тина Фэй, и  — артистки, многократно спасавшие положение на разнообразных голливудских торжествах, сгладили первоначальную неловкость и в этот раз. В дальнейшем основная развлекательная нагрузка ложилась именно на тех, кто выходил представлять номинантов и лауреатов — что, как минимум, позволило сократить на час общее время церемонии. Учитывая, как часто в последние годы «Оскар» оборачивался нудным марафоном, жаловаться на это было бы абсурдно.
91-я церемония вручения «Оскаров» не обошлась без моментов восстановления исторической справедливости — так, работавшие над «Черной Пантерой» Рут И. Картер и Ханна Бечлер стали первыми в истории чернокожими женщинами, получившими премию в номинациях «Лучший дизайн костюмов» и «Лучший художник-постановщик» соответственно. В контексте всего вечера, впрочем, эти победы неизбежно выглядят утешительными, а все попытки Американской киноакадемии омолодить и обновить свой состав, сделав его более гендерно, расово и национально разнообразным, — более-менее бесплодными. Как бы Голливуд ни кичился номинально взятым курсом на равноправие, в глубине души киноиндустрия, похоже, не сильно настроена меняться — чем еще можно объяснить вручение «Оскара» за лучший фильм года (как и еще две статуэтки) «Зеленой книге» Питера Фаррелли, картине трогательной и благонамеренной, но безнадежно упрощающей неизбывные проблемы США по части угнетения чернокожего населения? В 1990 году члены Академии уже наступали на те же грабли — тогда лучшей лентой года они признали утешительного «Шофера мисс Дэйзи». И вот прошло почти тридцать лет — и самый главный «Оскар» достается фильму, в котором неотесанный белый мужчина подавляет свои шовинистские импульсы и помогает чернокожему гению-аутсайдеру найти точки соприкосновения со своей афроамериканской идентичностью. Чудовищный стереотип о белом спасителе продолжает жить и здравствовать, несмотря ни на что — а его новые проводники, Питер Фаррелли и съемочная группа «Зеленой книги», даже не удосуживаются в своих речах упомянуть одного из двух главных героев, того самого чернокожего пианиста Дона Ширли, без которого их фильм был бы невозможен.
В отсутствие ведущего, повторимся, развлекать публику приходилось, прежде всего, гостям церемонии, представлявшим номинантов и лауреатов «Оскара». Среди них прошлой ночью хватало ярких личностей — к счастью, со всего света (ведь кино, и при этом, замечательное, делают далеко не только в Голливуде). Так, произнес свою речь на испанском (тем самым второй раз за вечер — за первый ответственна пошутившая про стену на мексиканской границе Тина Фэй — уколов ), напомнила миру о китайском кино, а Тревор Ноа не только презентовал «Черную Пантеру», но и съязвил насчет расистских ремарок . Никто, впрочем, не справился с задачей потрясти публику так эффектно, как это сделали и Брайан Тайри Хенри: одна из лучших комедианток современного Голливуда и звезда сериала «Атланта» вышли объявлять победителя в номинации «Лучший дизайн костюмов» в нарядах такой степени несусветности (платье МакКарти, отсылая к «Фаворитке» Йоргоса Лантимоса, и вовсе было украшено четырнадцатью кроликами), что затмить этот перформанс будет тяжело оскаровским гостям и на следующий год.
Среди фильмов, которым Академия в 1990-м предпочла «Шофера мисс Дэйзи», была и одна из важнейших американских картин ХХ века — в отличие от победителя до сих пор остающаяся болезненно злободневной «Делай как надо» Спайка Ли тогда не удостоилась даже номинации. С тех пор Ли, один из самых незаурядных режиссеров современности, четыре раза выдвигался на главную кинопремию планеты — и каждый раз оставался ни с чем, утешившись в 2015 году лишь утешительным «Оскаром» за вклад в кинематограф (которые в последнее десятилетие даже вручают отдельно от основных призов). Что ж, прошлой ночью мир наконец увидел Спайка Ли с заветной статуэткой в руке — и эксцентричный автор таких образцов современной киноклассики, как «25-й час» и «» не подвел. Режиссер не только засветил, наверное, самый причудливый мужской наряд в истории «Оскаров» (пурпурный, как наследие Принса, костюм он дополнил слепяще золотыми «Джорданами»), но и успел за отведенное ему на торжественную речь время посидеть на руках у , многословно выругаться матом (звукорежиссерам «Оскара» пришлось заглушить Ли минимум на десять секунд), напомнить миру как о первородном американском грехе рабства, так и о геноциде североамериканских индейцев, а заодно призвать зрителей на следующих президентских выборах «сделать как надо».
Победа Гленн Клоуз в номинации «Лучшая актриса» (за эффектную роль в довольно унылой «Жене») считалась настолько предопределенной, что принимавшие ставки на «Оскар» букмекеры наверняка задумывались о том, чтобы и вовсе снять отведенную для этой категории линию — тем более в свете того, что для актрисы это была уже седьмая номинация. Что ж, теперь Клоуз стала полноправной носительницей статуса самой неудачливой оскаровской претендентки в истории — без статуэтки она осталась и в этот раз. Победа из «Фаворитки» стала такой неожиданной, что после оглашения ее имени зал на несколько секунд погрузился в полную тишину — и только потом взорвался аплодисментами. Параллельно, надо думать, сокрушенный вздох разочарования выдали все авторы оскаровских прогнозов до единого — традиция Академии награждать кинематографистов не столько за конкретную работу, сколько по совокупности достижений, до этого момента считалась незыблемой. Зато мир услышал трогательную, проникновенную речь Колман — которая, кажется, и сама не надеялась на эту победу.
Относительно ровное распределение призов на 91-х «Оскарах» обернулось тем, что больше всего статуэток по итогам вечера досталось самому не очевидному претенденту на этот статус. Речь о «Богемской рапсодии»  — многострадальный байопик группы Queen, не только в пух и прах разнесенный критиками (во многом заслуженно), но и по ходу съемок лишившийся собственного режиссера (ушедший в самоволку и продолжающий обвиняться в педофилии Сингер был уволен продюсерами, а картину доснимал ), удостоился аж четырех «Оскаров». При этом если три из них пришлись на технические номинации (за монтаж, монтаж звука и звукорежиссуру), то четвертую победу эта не столько история Queen, сколько политкорректная фантазия на тему, одержала в одной из самых престижных категорий. был назван лучшим актером — и как раз в его триумфе не было такой уж несправедливости: артист, во-первых, всерьез намучился с вставными зубами, имитировавшими неправильный прикус Фредди Меркьюри, а во-вторых, ухитрился даже в такой кастрированной с точки зрения содержания картине передать все монструозное, фантасмагорическое обаяние своего героя.
Даже в свете присуждения самого важного «Оскара» «Зеленой книге» главным триумфатором вечера все равно должен считаться  — победив с «Ромой» в категории «Лучший режиссер», мексиканец вошел в элитный клуб двукратных победителей этой номинации (больше — только у титанов золотой эры Голливуда , и ). При этом Куарон на протяжении церемонии поднимался на сцену еще дважды — получать награды за лучший фильм на иностранном языке и лучшую операторскую работу (на съемках «Ромы» он впервые в карьере выступил в этом качестве и отработал если не лучше своего постоянного оператора Эммануэля Любецки, то как минимум на том же выдающемся уровне). Кажется, у Дональда Трампа появился еще один повод в очередной раз заговорить о своей злосчастной стене — вот и до Голливуда докатился пресловутый феномен отъема мексиканцами если и не американских рабочих мест, то как минимум профессионального признания.
Видео дня. Как выглядела в молодости Татьяна Орлова
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео