Мексиканцы сочли оскароносный фильм "Рома" актуальным

ВАШИНГТОН/МЕХИКО, 25 фев — РИА Новости. Картина мексиканского режиссера Альфонсо Куарона "Рома" не смогла завоевать "главный" "Оскар", но победила в категории "Лучший фильм на иностранном языке", обойдя конкурентов из Японии, Германии, Польши и Ливана. "Рома", удостоенная множества международных премий и ранее обласканная в США, принесла Куарону также "Оскар" за режиссуру и операторскую работу. Картины из Мексики были номинированы на "Оскар" в категории "лучший фильм на иностранном языке" 9 раз, но награды удостоились впервые. "Рома", мировая премьера которой состоялась в августе 2018 года, рассказывает историю мексиканской семьи в 1970-х годах, проживающей в обеспеченном районе Мехико Рома. Семья из шести человек и главная героиня фильма, служанка Клео, роль которой исполнила школьная учительница индейского происхождения Ялитса Апариси, проходят через испытания того времени. Сами мексиканцы говорят, что фильм правдив и, более того, отражает и сегодняшние реалии жизни коренного населения страны. Примечательно, что американские академики назвали "лучшим фильмом" авторское мексиканское кино на испанском языке, в то время как президент США пытается построить стену на границе с этой страной. Это не прошло незамеченным и на церемонии вручения - открывая ее, американская комедийная актриса Майя Рудольф заверила, что "Мексика не будет платить за стену". В свою очередь обладатель "Оскара" прошлого года мексиканец Гильермо дель Торо, открыв конверт с названием "Рома", пошутил, что "легко может произнести это имя". Получая награду, Альфонсо Куарон отметил, что работа творцов - "видеть то, что не видят другие". До сих пор все так В Мексике самыми известными "индейскими" штатами считаются Чьяпас и Оахака, но на самом деле почти в каждом регионе живет индейское население. Все эксперты сходятся в одном - в XXI веке коренные жители по-прежнему не равны с согражданами более светлого цвета кожи. Причем это происходит не на уровне политики государства, а именно на бытовом. Например, в местной рекламе в основном снимаются люди европейской внешности, так как выглядеть как в Европе считается престижным. А шансы попасть в элитный клуб в Мехико у европейца гораздо выше, чем у коренного жителя, даже если он может себе это позволить. "Правдива ли "Рома"? Да, правдива. И до сих пор все так: кто работает в сфере домашней работы, живут не в самых лучших условиях", — заявила РИА Новости активистка в области прав человека Аделина Гонсалес Марин. "Неравенство материализуется в бедности. Одно вытекает из другого, они идут рука об руку", — отметила она. Кстати, несмотря на преимущественное присутствие на улицах людей со смуглым цветом кожи и индейскими чертами лица, большая часть населения индейцами себя не считает. "В реальности менее 9% относятся к коренным жителям, если идти по критерию знания одного из местных языков. А по критерию самоидентификации в 2015 году к ним относились 25%", — говорит Гонсалес Марин. Все права нарушены Доктор антропологии Сэнди Эль-Берр более пессимистична. "Мексика не имеет большого процента индейского населения, всего 7-8% причисляли себя к коренным народам. Потом логика опросов изменилась, был включен пункт о самоопределении как коренного народа, что дало результат в 15-20% населения", — отмечает антрополог. Еще один специалист, сотрудник управления по защите прав народа при правительстве штата Оахака Алехандро Сандоваль сказал РИА Новости, что в этом штате примерно 65% населения признают себя индейцами, однако до 60% из них исключены из сферы защиты прав человека. "Права на поселки, территории, здравоохранение, образование, язык, равенство — все они нарушены", — заметил он. В чем же проблема? Почему местные коренные жители зачастую стесняются быть самими собой, а если признают себя людьми индейских кровей, то могут подвергнуться дискриминации? К сожалению, это исторический опыт, отмечает Гонсалес Марин, который они начали приобретать с приходом испанцев. По словам ученой, так сложилось, что, у кого темнее цвет кожи, тот имеет меньше доступа к услугам, здравоохранению, обучению, ответной реакцией стало либо замыкание в круге своего общения и поселковая индейская бедность, либо попытки ассимиляции в городах, где им приходится в основном работать, как и героине "Ромы", на низкооплачиваемых и непрестижных работах.