Ещё
Сколько лет самому старому порноактеру
Сколько лет самому старому порноактеру
Актеры
11 фантастических фильмов для нескучных выходных
11 фантастических фильмов для нескучных выходных
Фильмы
Спивак призналась, как снимался сериал «Эпидемии»
Спивак призналась, как снимался сериал «Эпидемии»
Сериалы
Компания Warner Bros. представила новый логотип
Компания Warner Bros. представила новый логотип
Фильмы
Грех
Грех
Биография, Исторический, Драма
Купить билет
Ford против Ferrari
Ford против Ferrari
Биография, Драма, Спортивный
Купить билет
Ангелы Чарли
Ангелы Чарли
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Текст
Текст
Триллер, Драма
Купить билет
Доктор Сон
Доктор Сон
Ужасы
Купить билет
Верность
Верность
Драма
Купить билет
Терминатор: Темные судьбы
Терминатор: Темные судьбы
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Малефисента: Владычица тьмы
Малефисента: Владычица тьмы
Приключение, Фэнтези, Семейный
Купить билет
Мидуэй
Мидуэй
Боевик, Исторический, Драма
Купить билет
Алла Пугачёва. Тот самый концерт
Алла Пугачёва. Тот самый концерт
Документальный, Музыкальный
Купить билет
Хороший лжец
Хороший лжец
Драма
Купить билет
Семейка Аддамс
Семейка Аддамс
Мультфильм, Комедия, Семейный
Купить билет
Джокер
Джокер
Триллер, Драма, Криминальный
Купить билет
Во всё тяжкое
Во всё тяжкое
Трагикомедия
Купить билет
Стражи Арктики
Стражи Арктики
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Девятая
Девятая
Исторический, Приключение, Триллер
Купить билет
Дитя погоды
Дитя погоды
Мультфильм, Фэнтези, Драма
Купить билет
Идеальный пациент
Идеальный пациент
Триллер
Купить билет
Дождливый день в Нью-Йорке
Дождливый день в Нью-Йорке
Комедия, Мелодрама
Купить билет
Zомбилэнд: Контрольный выстрел
Zомбилэнд: Контрольный выстрел
Комедия, Ужасы
Купить билет

«Он всю жизнь говорил правду». К 60-летию Алексея Балабанова 

«Он всю жизнь говорил правду». К 60-летию Алексея Балабанова
Фото: Инфо 24
Сегодня, 25 февраля, исполняется 60 лет со дня рождения  — яркого российского режиссера и одной из главных фигур в кино девяностых и нулевых. О работах Балабанова спорили и при его жизни, и продолжают после смерти: одни называют их чернухой, другие говорят, что режиссер снимал Россию такой, какая она есть.
Инфо24 вспоминает путь Балабанова к признанию и его лучшие работы.
***
Балабанов родился в Свердловске, получил образование переводчика в Горьковском пединституте (сейчас — Нижегородский лингвистический университет). Вернувшись после армии в родной город, он работал ассистентом режиссера на местной киностудии.
Во время учебы на Высших курсах сценаристов и режиссеров Балабанов снял первый фильм — «Раньше было другое время» со своими друзьями — группой «Наутилус Помпилиус» в главной роли. С первых работ Балабанов начал использовать русский рок в качестве саундтрека, потому что считал эту музыку «киношной». Кадр из фильма «Раньше было другое время»
«Я всегда беру ту музыку, которая привносит в изображение нечто иное, потому что картинка — это одно, а картинка с музыкой — это нечто иное. Очень часто режиссеры промахиваются в этом плане, я пока не промахнулся», — рассказывал Балабанов екатеринбургскому телевидению.
Музыка «Наутилуса» легла под весь фильм «Брат» — самую известную и успешную ленту Балабанова.
«Брат»: первый русский супергерой
С  Балабанов познакомился в 1996 году. Режиссер увидел фильм «Кавказский пленник» и убедил главного героя сняться в «Брате». Сценарий был уже готов, оставалось найти актера. Позже Балабанов говорил: не будь Бодрова, не было бы успеха «Брата».
Культовую картину о бандитском мире снимали почти без денег. Группа работала бесплатно. Пленка оператору досталась от американцев, которые снимали в Петербурге «». Создатели «Брата» ютились по квартирам знакомых, превращая их в локации будущего легендарного фильма. Кадр из фильма «Брат»
Так же собирали и одежду. Свитер крупной вязки, в котором ходит весь фильм, купили на барахолке на 40 рублей. Знакомые давали съемочной группе куртки, ботинки, возили на машинах.
Кино сняли за месяц. Несмотря на все трудности, «Брат» имел оглушительный успех. Фильм показали на Каннском фестивале и еще на около 80 международных форумах. За первые три месяца продали около полумиллиона лицензионных кассет. Сергей Бодров, уже к тому моменту ведущий «Взгляда», моментально стал супергероем.
Но критики обвиняли Балабанова в расизме, русофобии и других грехах: режиссер и сценарист наделил Данилу Багрова несколькими спорными фразами («Не брат ты мне…»), за которые цеплялись оппоненты Балабанова.
Сам Бодров говорил, что видит в репликах своего героя другой смысл.
«У меня на его счет в мозгу возникает некая метафора: мне представляются люди в первобытном хаосе, которые сидят у костра в своей пещере и ничего еще в жизни не понимают, кроме того, что им нужно питаться и размножаться. И вдруг один из них встает и произносит очень простые слова о том, что надо защищать своих, надо уважать женщин, надо защищать брата», — говорил актер. Кадр из фильма «Брат»
Возвращение Данилы Багрова на экраны состоялось в 2000 году — Балабанов выпустил фильм «Брат-2», половину которого снимали в Америке. Разница в организации съемок в России и США была колоссальной. Например, однажды в Чикаго помощники потребовали от водителей не парковаться на одной из улиц.
«У нас бы это объявление тут же сорвали, а в Америке в съемочные дни не было припарковано на обочине дороги ни одного автомобиля, — рассказывал оператор Сергей Астахов. — В нашем Шереметьево во время съемок над нами стояло человек десять из службы безопасности, и каждый беспрерывно твердил: «Быстрее, быстрее!» Американцы разрешили снимать в аэропорту, и мы снимали где хотели и сколько хотели».
«Брат-2», где Данила Багров борется с несправедливостью и в России, и в Америке, по пути играючи покоряя звезду того времени , повторил успех первой части. При этом сам Балабанов оба фильма не любил. Кадр из фильма «Брат-2»
Профессор ВГИКа, киновед в разговоре с Инфо24 предположила, что феномен «Братьев» — в том, как точно режиссер передал эпоху через героя.
— Балабанову удалось схватить героя своего времени. Не создать, а услышать героя. Режиссеры, хотят они этого или нет, умеют чувствовать время. И Балабанов почувствовал, смог отразить в фильмах основные тенденции того времени через героя. Каждая эпоха выводит на первый план своего героя, и Данила Багров стал выразителем духа 90-х годов, — сказала Смагина.
«Про уродов и людей»: кино об «особой любви»
Между «братьями» Балабанов выпустил фильм «Про уродов и людей», который позже называл своей самой совершенной работой.
Режиссер рассказывал, что придумал картину, когда зашел в музей эротического искусства в Гамбурге. «Времени у меня было полно, я гулял по городу и придумывал новый фильм. В эротических музеях рассматривал фотографии начала века. И мне понравилась идея: сделать кино о такой любви. Для нас как бы неестественной, но для моих героев единственно возможной», — вспоминал он.
Зрители отмечали, что ужас сюжета не в порнографии, а в хладнокровных убийствах и общей мертвой обстановке. Герои говорят немного, часть фильма вообще — немое кино. Балабанов хотел, чтобы Петербург в фильме был пустынным, поэтому съемочная группа работала в период белых ночей. Большую часть картины успели снять за три недели. Весь фильм выдержан в тонах коричневой сепии — Балабанов стремился передать эффект старых фотографий.
Фильм имел несколько рабочих названий. В итоговом Балабанов заложил двойное дно: сам он в ответ на многочисленные вопросы говорил, что уроды — это сиамские близнецы, которые есть в картине, а люди — все остальные. «Совершенно бессмысленно объяснять, что ты имел в виду: просто в фильме есть люди, есть уроды, а дальше вы сами разбирайтесь, кто есть кто», — сказал однажды Балабанов.
Кармадон: личная трагедия
В 2002 году Балабанов хотел полететь в Кармадонское ущелье на съемки фильма Бодрова «Связной». В итоге Балабанов не поехал, а Бодров погиб вместе со всей съемочной группой во время схода ледника. По словам вдовы режиссера Надежды Васильевой, Балабанов предлагал Бодрову помочь на съемочной площадке, но тот хотел самостоятельности.
«У нас началась очень странная жизнь. Мы не спали вообще, мы все время разговаривали с кем-то, — вспоминала Васильева, художник по костюмам его фильмов. — Леша начал пить, причем по-страшному. У Леши началась внутренняя трагедия, что это должен был быть он на этом месте — потому что Сережа святой». Сергей Бодров (слева) и Алексей Балабанов / twitter.com Балабанов так и не простил себя за смерть Бодрова и продолжал снимать кино, «потому что ничего другого делать не оставалось», добавила Васильева. Вместе с Бодровым он лишился бессменной помощницы и художника-постановщика Владимира Карташова.
Следующим после трагедии в Кармадоне фильмом Балабанова была черная криминальная комедия о первоначальном этапе накопления капитала в постсоветской России — «Жмурки». Кадр из фильма «Жмурки»
А через год на экраны вышла картина «Мне не больно» — тоже в нетипичном для Балабанова жанре мелодрамы и с  в главной роли. «Жмурки», «Мне не больно» и «Морфий» — единственные фильмы Балабанова, которые он снимал по чужому сценарию.
Режиссер рассказывал, что первая версия сценария «Жмурок» была слишком «современной». Балабанов переписал его, изменил диалоги и превратил фильм в пародию на сериалы про криминал, которыми уже пестрело телевидение.
«Я прочитал сценарий. Он был очень современный, и в этом была неправда. И сделал из него ретро, потому что про сегодня так снимать уже глупо, и так достали все этими сериалами про бандитов. А такого фильма еще не было — это комикс, у нас неосвоенный совсем жанр. То есть, может, кому-то и не смешно. Я специально пойду куплю билет на простой сеанс и тихонько посмотрю, как люди будут реагировать. Я уверен — те, кто жил в 90-е годы, будут смеяться», — говорил Балабанов.
Между «Братом» и «Жмурками» Балабанов работал над еще двумя фильмами. Один из них, драму «Река» о жизни коренного населения Якутии, не закончили из-за гибели главной актрисы Туйары Свинобоевой. Автокатастрофа, унесшая ее жизнь, случилась возле города Кандалакши, где проходили съемки.
Свинобоева ехала вместе с Балабановым и его семьей, за рулем был оператор Сергей Астахов. Уходя от столкновения, он не справился с управлением. Якутская актриса получила самые серьезные травмы. Медики не сумели спасти ее жизнь.
Другой проект — «Американец», главную роль в котором должен был сыграть , звезда «Терминатора». Балабанов отснял часть материала, но на съемках в Норильске Бин ушел в запой. Студия судилась с актером, но так и не вернула все затраты.
«Груз 200»: ад на земле
В 2007 году Балабанов выпустил один из самых своих жутких фильмов — «Груз 200». В картине о жестокости и бесчинствах советского милиционера Журова отказывались сниматься актеры, а прокатчики не принимали ее после выпуска. И это понятно: сцену, в которой алкоголик насилует девушку в одной кровати с трупом ее жениха, которого привезли в цинковом гробу из Афганистана, выдержит не каждый.
«Груз 200» для меня лично — не приговор и не дань. Это просто кино про 1984 год, каким я его помню, каким я его представляю и вижу. Мне хотелось сделать жесткий фильм о конце Советского Союза — вот я его и сделал», — рассказывал Балабанов в интервью. Кадр из фильма «Груз 200»
Действие фильма происходит в 1984 году в вымышленном городе Ленинске. Главный герой — капитан Журов, который безнаказанно убивает людей и издевается над Анжеликой, дочерью секретаря райкома . В финальной сцене она остается одна посреди трех трупов, пока с экрана телевизора вещает глава государства .
По словам Балабанова, сюжет основан на реальных событиях, которые рассказала ему жертва насилия. Ее сыграла , на тот момент студентка щукинского театрального училища. В отличие от  и , у нее не было сомнений, сниматься ли в «Грузе 200»: Балабанов был ее любимым режиссером.
«Я сижу в «щуке» и вспоминаю, что в конце 90-х вышел фильм «Брат». Это вообще просто была бомба, особенно в провинции. Мы с братом сидели и смотрели фильм, и я кричала: «Я буду сниматься у этого режиссера!». И через шесть лет я была у него на съемочной площадке», — рассказывала Кузнецова в интервью Юрию Дудю. Кадр из фильма «Груз 200»
Пока одни кинокритики отмечали успех Кузнецовой (это была ее третья роль на экране и вторая — в полнометражном фильме), другие разносили «Груз 200» и ее создателя. Обозреватель «РГ» назвал картину «дыркой, из которой торчит лицо Балабанова».
«Тогда зачем именно этот сюжет понадобился Балабанову для его версии «1984»? А все просто: хочется быть Оруэллом. Такая художественная задача: год действия выбран с явным намеком. Но кишка тонка, талант скуден, со вкусом скверно, фантазия убога, а чувства меры нет совсем. Забить осиновый кол в сердце дракулы не получилось — ненависть слепит глаза, руки трясутся, последние крохи режиссерских способностей изменяют. Фильм вышел не о загнивании совка, а о том, как режиссер Балабанов хочет быть Оруэллом», — писал он.
Впрочем, большинство хвалило создателя за бесстрашие и радикальную подачу материала. Этим он, стоит признать, отличался всегда.
«Я тоже хочу»: предсказание смерти
Последней работой Балабанова стал фильм «Я тоже хочу» — о путешествии пяти человек к мистической Колокольне Счастья, которая забирает людей в рай или убивает. Одним из паломников был Балабанов, сыгравший самого себя. Все роли исполнили непрофессиональные актеры. Кадр из фильма «Я тоже хочу»
В сценарии Балабанов фактически прописал свою смерть. Его друг и продюсер всех фильмов рассказывал: режиссер не скрывал, что после Кармадона хотел, чтобы жизнь закончилась.
«Появление этого сценария не было для меня неожиданным. Он этого хотел, почему он должен об этом молчать? — говорил Сельянов. — Он всю жизнь говорил правду. Я подумал, что это ему поможет — сыграть смерть и продолжить жить».
Балабанов умер 18 мая 2013 года в санатории под Санкт-Петербургом во время работы над сценарием фильма «Дюны». Ему было 54 года. Старая колокольня в Тверской области из фильма «Я тоже хочу» рухнула на 40-й день после его смерти. Кадр из фильма «Я тоже хочу»
Видео дня. Советские кинозвезды, умершие в нищете
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео