Войти в почту

«Он всю жизнь говорил правду». К 60-летию Алексея Балабанова

Сегодня, 25 февраля, исполняется 60 лет со дня рождения Алексея Балабанова – яркого российского режиссера и одной из главных фигур в кино девяностых и нулевых. О работах Балабанова спорили и при его жизни, и продолжают после смерти: одни называют их чернухой, другие говорят, что режиссер снимал Россию такой, какая она есть. Инфо24 вспоминает путь Балабанова к признанию и его лучшие работы. *** Балабанов родился в Свердловске, получил образование переводчика в Горьковском пединституте (сейчас – Нижегородский лингвистический университет). Вернувшись после армии в родной город, он работал ассистентом режиссера на местной киностудии. Во время учебы на Высших курсах сценаристов и режиссеров Балабанов снял первый фильм – «Раньше было другое время» со своими друзьями – группой «Наутилус Помпилиус» в главной роли. С первых работ Балабанов начал использовать русский рок в качестве саундтрека, потому что считал эту музыку «киношной». Кадр из фильма «Раньше было другое время» «Я всегда беру ту музыку, которая привносит в изображение нечто иное, потому что картинка — это одно, а картинка с музыкой — это нечто иное. Очень часто режиссеры промахиваются в этом плане, я пока не промахнулся», — рассказывал Балабанов екатеринбургскому телевидению. Музыка «Наутилуса» легла под весь фильм «Брат» — самую известную и успешную ленту Балабанова. «Брат»: первый русский супергерой С Сергеем Бодровым-младшим Балабанов познакомился в 1996 году. Режиссер увидел фильм «Кавказский пленник» и убедил главного героя сняться в «Брате». Сценарий был уже готов, оставалось найти актера. Позже Балабанов говорил: не будь Бодрова, не было бы успеха «Брата». Культовую картину о бандитском мире снимали почти без денег. Группа работала бесплатно. Пленка оператору Сергею Астахову досталась от американцев, которые снимали в Петербурге «Анну Каренину». Создатели «Брата» ютились по квартирам знакомых, превращая их в локации будущего легендарного фильма. Кадр из фильма «Брат» Так же собирали и одежду. Свитер крупной вязки, в котором Данила Багров ходит весь фильм, купили на барахолке на 40 рублей. Знакомые давали съемочной группе куртки, ботинки, возили на машинах. Кино сняли за месяц. Несмотря на все трудности, «Брат» имел оглушительный успех. Фильм показали на Каннском фестивале и еще на около 80 международных форумах. За первые три месяца продали около полумиллиона лицензионных кассет. Сергей Бодров, уже к тому моменту ведущий «Взгляда», моментально стал супергероем. Но критики обвиняли Балабанова в расизме, русофобии и других грехах: режиссер и сценарист наделил Данилу Багрова несколькими спорными фразами («Не брат ты мне…»), за которые цеплялись оппоненты Балабанова. Сам Бодров говорил, что видит в репликах своего героя другой смысл. «У меня на его счет в мозгу возникает некая метафора: мне представляются люди в первобытном хаосе, которые сидят у костра в своей пещере и ничего еще в жизни не понимают, кроме того, что им нужно питаться и размножаться. И вдруг один из них встает и произносит очень простые слова о том, что надо защищать своих, надо уважать женщин, надо защищать брата», — говорил актер. Кадр из фильма «Брат» Возвращение Данилы Багрова на экраны состоялось в 2000 году – Балабанов выпустил фильм «Брат-2», половину которого снимали в Америке. Разница в организации съемок в России и США была колоссальной. Например, однажды в Чикаго помощники потребовали от водителей не парковаться на одной из улиц. «У нас бы это объявление тут же сорвали, а в Америке в съемочные дни не было припарковано на обочине дороги ни одного автомобиля, — рассказывал оператор Сергей Астахов. — В нашем Шереметьево во время съемок над нами стояло человек десять из службы безопасности, и каждый беспрерывно твердил: “Быстрее, быстрее!” Американцы разрешили снимать в аэропорту, и мы снимали где хотели и сколько хотели». «Брат-2», где Данила Багров борется с несправедливостью и в России, и в Америке, по пути играючи покоряя звезду того времени Ирину Салтыкову, повторил успех первой части. При этом сам Балабанов оба фильма не любил. Кадр из фильма «Брат-2» Профессор ВГИКа, киновед Светлана Смагина в разговоре с Инфо24 предположила, что феномен «Братьев» — в том, как точно режиссер передал эпоху через героя. — Балабанову удалось схватить героя своего времени. Не создать, а услышать героя. Режиссеры, хотят они этого или нет, умеют чувствовать время. И Балабанов почувствовал, смог отразить в фильмах основные тенденции того времени через героя. Каждая эпоха выводит на первый план своего героя, и Данила Багров стал выразителем духа 90-х годов, — сказала Смагина. «Про уродов и людей»: кино об «особой любви» Между «братьями» Балабанов выпустил фильм «Про уродов и людей», который позже называл своей самой совершенной работой. Режиссер рассказывал, что придумал картину, когда зашел в музей эротического искусства в Гамбурге. «Времени у меня было полно, я гулял по городу и придумывал новый фильм. В эротических музеях рассматривал фотографии начала века. И мне понравилась идея: сделать кино о такой любви. Для нас как бы неестественной, но для моих героев единственно возможной», — вспоминал он. Зрители отмечали, что ужас сюжета не в порнографии, а в хладнокровных убийствах и общей мертвой обстановке. Герои говорят немного, часть фильма вообще — немое кино. Балабанов хотел, чтобы Петербург в фильме был пустынным, поэтому съемочная группа работала в период белых ночей. Большую часть картины успели снять за три недели. Весь фильм выдержан в тонах коричневой сепии – Балабанов стремился передать эффект старых фотографий. Фильм имел несколько рабочих названий. В итоговом Балабанов заложил двойное дно: сам он в ответ на многочисленные вопросы говорил, что уроды – это сиамские близнецы, которые есть в картине, а люди – все остальные. «Совершенно бессмысленно объяснять, что ты имел в виду: просто в фильме есть люди, есть уроды, а дальше вы сами разбирайтесь, кто есть кто», — сказал однажды Балабанов. Кармадон: личная трагедия В 2002 году Балабанов хотел полететь в Кармадонское ущелье на съемки фильма Бодрова «Связной». В итоге Балабанов не поехал, а Бодров погиб вместе со всей съемочной группой во время схода ледника. По словам вдовы режиссера Надежды Васильевой, Балабанов предлагал Бодрову помочь на съемочной площадке, но тот хотел самостоятельности. «У нас началась очень странная жизнь. Мы не спали вообще, мы все время разговаривали с кем-то, — вспоминала Васильева, художник по костюмам его фильмов. — Леша начал пить, причем по-страшному. У Леши началась внутренняя трагедия, что это должен был быть он на этом месте – потому что Сережа святой». Сергей Бодров (слева) и Алексей Балабанов / twitter.com Балабанов так и не простил себя за смерть Бодрова и продолжал снимать кино, «потому что ничего другого делать не оставалось», добавила Васильева. Вместе с Бодровым он лишился бессменной помощницы Марины Липартии и художника-постановщика Владимира Карташова. Следующим после трагедии в Кармадоне фильмом Балабанова была черная криминальная комедия о первоначальном этапе накопления капитала в постсоветской России — «Жмурки». Кадр из фильма «Жмурки» А через год на экраны вышла картина «Мне не больно» — тоже в нетипичном для Балабанова жанре мелодрамы и с Ренатой Литвиновой в главной роли. «Жмурки», «Мне не больно» и «Морфий» — единственные фильмы Балабанова, которые он снимал по чужому сценарию. Режиссер рассказывал, что первая версия сценария «Жмурок» была слишком «современной». Балабанов переписал его, изменил диалоги и превратил фильм в пародию на сериалы про криминал, которыми уже пестрело телевидение. «Я прочитал сценарий. Он был очень современный, и в этом была неправда. И сделал из него ретро, потому что про сегодня так снимать уже глупо, и так достали все этими сериалами про бандитов. А такого фильма еще не было – это комикс, у нас неосвоенный совсем жанр. То есть, может, кому-то и не смешно. Я специально пойду куплю билет на простой сеанс и тихонько посмотрю, как люди будут реагировать. Я уверен – те, кто жил в 90-е годы, будут смеяться», — говорил Балабанов. Между «Братом» и «Жмурками» Балабанов работал над еще двумя фильмами. Один из них, драму «Река» о жизни коренного населения Якутии, не закончили из-за гибели главной актрисы Туйары Свинобоевой. Автокатастрофа, унесшая ее жизнь, случилась возле города Кандалакши, где проходили съемки. Свинобоева ехала вместе с Балабановым и его семьей, за рулем был оператор Сергей Астахов. Уходя от столкновения, он не справился с управлением. Якутская актриса получила самые серьезные травмы. Медики не сумели спасти ее жизнь. Другой проект – «Американец», главную роль в котором должен был сыграть Майкл Бин, звезда «Терминатора». Балабанов отснял часть материала, но на съемках в Норильске Бин ушел в запой. Студия судилась с актером, но так и не вернула все затраты. «Груз 200»: ад на земле В 2007 году Балабанов выпустил один из самых своих жутких фильмов – «Груз 200». В картине о жестокости и бесчинствах советского милиционера Журова отказывались сниматься актеры, а прокатчики не принимали ее после выпуска. И это понятно: сцену, в которой алкоголик насилует девушку в одной кровати с трупом ее жениха, которого привезли в цинковом гробу из Афганистана, выдержит не каждый. «Груз 200» для меня лично — не приговор и не дань. Это просто кино про 1984 год, каким я его помню, каким я его представляю и вижу. Мне хотелось сделать жесткий фильм о конце Советского Союза — вот я его и сделал», — рассказывал Балабанов в интервью. Кадр из фильма «Груз 200» Действие фильма происходит в 1984 году в вымышленном городе Ленинске. Главный герой – капитан Журов, который безнаказанно убивает людей и издевается над Анжеликой, дочерью секретаря райкома КПСС. В финальной сцене она остается одна посреди трех трупов, пока с экрана телевизора вещает глава государства Константин Черненко. По словам Балабанова, сюжет основан на реальных событиях, которые рассказала ему жертва насилия. Ее сыграла Агния Кузнецова, на тот момент студентка щукинского театрального училища. В отличие от Евгения Миронова и Сергея Маковецкого, у нее не было сомнений, сниматься ли в «Грузе 200»: Балабанов был ее любимым режиссером. «Я сижу в «щуке» и вспоминаю, что в конце 90-х вышел фильм «Брат». Это вообще просто была бомба, особенно в провинции. Мы с братом сидели и смотрели фильм, и я кричала: «Я буду сниматься у этого режиссера!». И через шесть лет я была у него на съемочной площадке», — рассказывала Кузнецова в интервью Юрию Дудю. Кадр из фильма «Груз 200» Пока одни кинокритики отмечали успех Кузнецовой (это была ее третья роль на экране и вторая – в полнометражном фильме), другие разносили «Груз 200» и ее создателя. Обозреватель «РГ» Валерий Кичин назвал картину «дыркой, из которой торчит лицо Балабанова». «Тогда зачем именно этот сюжет понадобился Балабанову для его версии «1984»? А все просто: хочется быть Оруэллом. Такая художественная задача: год действия выбран с явным намеком. Но кишка тонка, талант скуден, со вкусом скверно, фантазия убога, а чувства меры нет совсем. Забить осиновый кол в сердце дракулы не получилось — ненависть слепит глаза, руки трясутся, последние крохи режиссерских способностей изменяют. Фильм вышел не о загнивании совка, а о том, как режиссер Балабанов хочет быть Оруэллом», — писал он. Впрочем, большинство хвалило создателя за бесстрашие и радикальную подачу материала. Этим он, стоит признать, отличался всегда. «Я тоже хочу»: предсказание смерти Последней работой Балабанова стал фильм «Я тоже хочу» — о путешествии пяти человек к мистической Колокольне Счастья, которая забирает людей в рай или убивает. Одним из паломников был Балабанов, сыгравший самого себя. Все роли исполнили непрофессиональные актеры. Кадр из фильма «Я тоже хочу» В сценарии Балабанов фактически прописал свою смерть. Его друг и продюсер всех фильмов Сергей Сельянов рассказывал: режиссер не скрывал, что после Кармадона хотел, чтобы жизнь закончилась. «Появление этого сценария не было для меня неожиданным. Он этого хотел, почему он должен об этом молчать? — говорил Сельянов. – Он всю жизнь говорил правду. Я подумал, что это ему поможет – сыграть смерть и продолжить жить». Балабанов умер 18 мая 2013 года в санатории под Санкт-Петербургом во время работы над сценарием фильма «Дюны». Ему было 54 года. Старая колокольня в Тверской области из фильма «Я тоже хочу» рухнула на 40-й день после его смерти. Кадр из фильма «Я тоже хочу»

«Он всю жизнь говорил правду». К 60-летию Алексея Балабанова
© Инфо 24