Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

Как стартапы меняют кинематограф

Искусственный интеллект и новые технологии добрались до кино. Сегодня художники могут качественнее делать спецэффекты, финансисты лучше просчитывать успех картины в прокате, а продюсеры быстрее искать съемочную группу, реквизит или оборудование в разных уголках планеты. «Инвест-Форсайт» отобрал четыре многообещающих стартапа, которые вышли на рынок несколько лет назад и постепенно меняют киноиндустрию изнутри.

Как стартапы меняют кинематограф
Фото: Инвест-ФорсайтИнвест-Форсайт

ScriptBook предсказаний

Видео дня

Основанный в 2015 году бельгийский стартап ScriptBook может предсказывать кассовые провалы задолго до создания фильмов. Надира Азермай (Nadira Azermai) придумала платформу на базе искусственного интеллекта (AI) во время учебы в Университете Гента. Стартап «вырос» из ее магистерской диссертации об использовании AI для количественного определения параметров истории в прогностической модели. В 2016 году проект привлек начальное финансирование в размере $1,2 млн. За 3 года, по данным CrunchBase, общий размер инвестиций составил $1,4 млн. Официально киномир узнал о ScriptBook на Международном кинофестивале в Карловых Варах в 2018 году. На презентации Надира Азермай рассказала об успешном окончании эксперимента – искусственный интеллект проанализировал 32 провальных фильма, выпущенных киностудией Sony с 2015 по 2017 год. Платформа подтвердила «провальность» 22 картин.

«Наша миссия – революционизировать бизнес-повествование, используя AI, чтобы помочь производителям, дистрибьюторам, агентам по продажам и финансистам оценить риски», – утверждает Азермай.

В оценке рисков ScriptBook, по ее словам, в три раза точнее людей и может предсказать успех фильма в прокате с 84%-ной точностью (AI обучен на большой базе данных – 6500 сценариев).

Однако платформа нуждается в доработке. Согласно предсказанию ScriptBook, фильм La La Land , выигравший несколько Оскаров, заработал бы в прокате $59 млн. В реальности картина собрала свыше $100 млн. Как работает ScriptBook? Он анализирует PDF-файл сценария по разным параметрам, например: высчитывает финансовый успех проекта, разбирает его персонажей по таким признакам, как возраст, пол, количество связей с другими героями и пр., определяет целевую аудиторию и даже предсказывает рейтинг MPAA. Прогон одного сценария в ScriptBook стоит $5000.

«Многие думают, что технологии в конечном итоге убьют творчество, – говорит Надира Азермай, – но это не так».

ScriptBook всего лишь помогает «подтвердить решения», принимаемые студиями.

Связанные Movidiam

Британцы Джордж Олвер (George Olver) и Алекс Веро (Alex Vero) работают в киноиндустрии около 13 лет. Их агентство Pendragon Productions занимается разработкой видеоконтента для разных клиентов, начиная с правительства Абу-Даби и заканчивая Virgin и , GSK и Adidas. Пять лет назад для одного заказа им нужно было срочно найти съемочную группу в Пекине. Вместо одного дня на поиски ушло шесть суток.

«Нам часто приходилось выполнять проекты в строго установленные сроки. Глядя сквозь призму облачных вычислений, мы подумали, что должен быть лучший способ соблюдать дедлайны», – объясняет предысторию стартапа Movidiam Джордж Олвер.

Профессиональная креативная сеть для кинематографистов и агентств Movidiam появилась на свет в 2014 году. По данным CrunchBase, стартап собрал $1,6 млн. На сайте кинопроизводители могут создавать профили с коротким описанием своих навыков, опыта работы и имеющегося оборудования.

«Если вы – производственная компания или агентство и ищете режиссера в Гонконге или площадку в Буэнос-Айресе… Просто нажмите кнопку поиска, и Movidiam’s подберет наиболее подходящие варианты», – добавляет Олвер.

Профили на платформе можно создавать бесплатно (данные проверяются Movidiam). За ежемесячную подписку в размере £16 ($25) пользователи получают доступ для управления проектами через систему. Плата за обслуживание в размере 10% взимается со всех транзакций. Сейчас в Movidiam зарегистрировано сотни тысяч человек в 178 странах мира.

Спецэффекты с Flowbox

Что будет, если один кинематографист и трое программистов начнут работать вместе? Получится стартап Flowbox! Запущенный в 2015 году польский проект разрабатывает программные инструменты для создания спецэффектов в кино. У стартапа четыре основателя – Миколай Валенсия (Mikołaj Valencia), Михал Урбанчик (Michał Urbańczyk), Павел Пьетрашко (Paweł Pietraszko) и Мат Буяльски (Mat Bujalski). Первый получил кинообразование, остальные – программисты. Идею Flowbox подал старший технический директор в Alvernia Studios (самая современная киностудия в Польше – ред.) Войцех Данило (Wojciech Daniło) в 2010 году. Миколай Валенсия работал там супервизором визуальных эффектов.

«Flowbox – это промышленная платформа для обработки изображений, включающая в себя множество последних инноваций в области компьютерной графики», – объясняет Валенсия.

По данным TechCrunch, проект привлек $1 млн, включая вливания от Innovation Nest. Первая версия Flowbox была предназначена для использования VFX – Rotoscoping.

«Это полуавтоматическая ротоскопия, одна из самых утомительных ручных работ. Обычно ее используют в 25% обработке всего видеоконтента. Наше решение позволяет сэкономить время», – добавляет Миколай.

Следом на платформе появились инструменты RotoSNAP и RotoDRAW, которые значительно сокращают время создания так называемых «трафаретов». Это техника в кино – когда в пустое, как правило, черное пространство или пятно в кадре вставляется отснятая в другом месте «картинка». Работа с платформой в зависимости от пакета стоит $45 и $56 в месяц. Среди клиентов Flowbox числятся такие крупные студии, как Mammal Studios, Nolabel, Globo и пр.

Немецкое кино в массы

В 2016 году немецкий актер (Matthias Schweighöfer) и кинопродюсер Дан Мааг (Dan Maag) запустили платформу – видео по запросу Pantaflix. Зачем миру еще одна площадка с видеоконтентом? Чтобы немецкие фильмы смогли смотреть за границей без посредников, прокатных компаний и сумасшедших денег за рекламу.

«Желание запустить такую платформу становилось все сильнее. Решающую роль сыграли комментарии моих поклонников, – рассказывает Швайгхёфер. – Я действительно часто получаю комментарии в Facebook и Twitter типа: “Почему фильм не в Испании?” Много людей живут в других странах и хотят смотреть фильмы, снятые на своей родине».

Кинематографисты могут бесплатно загружать на Pantaflix столько фильмов, сколько хотят. Режиссер получает 75% каждый раз, когда пользователи смотрят фильм, 25% Pantaflix забирает себе. Цена просмотра зависит от актуальности фильма – в среднем около $4. На платформе нет рекламы, а фильм можно воспроизводить сколько угодно раз в течение 48 часов после покупки. Стартап неожиданно быстро «выстрелил» – к 2018 году на платформе было зарегистрировано 400 тыс. пользователей и выложено 23 тыс. фильма. Сейчас площадка Pantaflix доступна в 68 странах на 7 языках.

Начав делать видео по запросу, Маттиас Швайгхёфер и Дан Мааг построили за четыре года медиаимперию – Pantaflix AG. В группу компаний входят киностудия Pantaleon Films, музыкальный лейбл PantaSounds и подразделение по интеграции бренда March&Friends. В первой половине 2018 года выручка корпорации выросла на 18,7% – до €13,8 млн евро. Цель стартапа – выйти на мировой рынок и расширить пользовательскую базу. Сейчас аудитория Pantaflix AG составляет свыше 258 млн эмигрантов.

Автор: Ольга Гриневич