Новинки весеннего кинопроката: трагедия подлодки «Курск» и балканская война
Сразу два любопытных для зрителей события грядут в марте — Открытый фестиваль студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна», который традиционно преподносит сюрпризы, открывая новые имена. И Открытый анимационный кинофестиваль «Суздальфест», конкурсные фильмы которого можно будет увидеть бесплатно в Доме кинематографистов. Но и в преддверии этих событий на экраны выйдет немало фильмов, которые стоит посмотреть и составить свое мнение. «Балканский рубеж» Грандиозная военная драма, основанная на реальных событиях 1999 года. Съемки фильма проходили в Москве и других уголках России, в том числе и на секретных военных объектах, а также в Сербии. В центре сюжета — 600-километровый марш-бросок российского миротворческого батальона из Боснии на аэродром Слатина в Косове и предшествовавшая ему превосходно спланированная операция по захвату российской спецгруппой важного плацдарма. Съемки фильма поддержало Министерство обороны, предоставившее невероятное количество военной техники — БТРы, вертолеты. В картине много массовки, и сделано все максимально аутентично. Американские актеры играют американцев, английские — англичан, сербские — сербов и так далее. А консультантом фильма выступил участник тех событий, Герой России, генерал-майор Юнус-Бек Евкуров, нынешний глава Ингушетии. Есть в фильме и кинозвезды мирового масштаба. Например, легендарный югославский актер Гойко Митич, известный по ролям Спартака и Чингачгука. В «Балканском рубеже» он впервые играет серба. — Я счастлив сниматься в этом большом кино, — заявил Митич. — Мой герой — местный шериф, который остается защищать людей, когда под давлением НАТО югославская армия вынуждена покинуть Косово. Это не только военный боевик, но и реальная драма народов. А идейный вдохновитель, сопродюсер и исполнитель одной из центральных ролей Гоша Куценко считает «Балканский рубеж» очень личной картиной: — Для меня бомбардировки Белграда — тот внутренний рубеж, который лично я не перешел, и считаю, что вся страна его на самом деле тоже не перешла. Я не выходил на улицы, когда это происходило, да и мало кто это делал: мы наблюдали за трагедией со стороны. Были вялотекущие высказывания, кто-то бросал кетчуп в стены американского посольства. Но себя-то помню: я, воспитанник СССР, отслуживший в армии, лежал перед телевизором с удивленными глазами и не понимал, что происходит. А происходили постыдная агрессия НАТО и беспомощность нашего политического руководства… Можно вообще не думать об этом. И вообще ни о чем не думать. Но ведь все это было, и это хорошо помнит растерзанная на куски Югославия. Года четыре назад мой товарищ Васил, словак, достаточно патриотично настроенный по отношению к России, предложил снять такое кино. Я согласился. И в ходе работы над фильмом мы столкнулись с потрясающими фактами. Оказывается, в кульминационной точке российского присутствия в качестве миротворцев мы стояли на отшибе и под наблюдением американцев. Нам рассказывали участники тех событий, как постоянно у наших ворот дежурила американская машина и если мы куда-то выезжали на БТР, то обязаны были американцам отчитываться. Возник скандал и прецедент, ставший знамением того, что мы больше не хотим мириться с беспределом и своим постыдным положением в мире. Об этом фильм. В картине также снимались Эмир Кустурица, Антон Пампушный, Равшана Куркова. В широкий прокат фильм выходит 21 марта. «Ван Гоги» Драма режиссера Сергея Ливнева выходит на экраны 14 марта. Ее герои — отец, прославленный дирижер, и сын — талантливый, но неизвестный художник. Их отношения давно превратились в любовь-ненависть, они живут на разных концах света и стараются не видеться без необходимости. Когда такая необходимость неожиданно возникает, самые близкие и одновременно далекие люди должны пройти непростой путь примирения. В главных ролях снимались Алексей Серебряков, Даниэль Ольбрыхский, Елена Коренева, Полина Агуреева, Наталья Негода, Александр Сирин, Светлана Немоляева, Ольга Остроумова. Любопытно, что сценарий «Ван Гогов», писавшийся прицельно на Алексея Серебрякова, изначально выстраивался на конфликте 50-летнего сына с матерью. Но режиссер Сергей Ливнев не сумел найти подходящую актрису и переделал канву картины так, чтобы вторым главным персонажем стал отец. Тогда-то на горизонте и возник звезда мирового кинематографа Даниэль Ольбрыхский, который блестяще справился со своей ролью. Его герой не принимает старость, его гнетет надвигающаяся немощь, и он проходит длительный путь от внутреннего бунта до осознавания того, что «у природы нет плохой погоды». — Это история человека, который очень хочет найти себе место в этом мире, — говорит Сергей Ливнев. — В этом смысле фильм личный, это тот путь, который я и сам пытался пройти, как, наверное, и миллионы людей. «Пассажир из Сан-Франциско» Любители литературы, возможно, помнят короткую притчу «Господин из Сан-Франциско» лауреата Нобелевской премии Ивана Бунина. Уже в первый день марта зрители смогут увидеть в прокате фильм режиссера Анатолия Бальчева со схожим названием «Пассажир из Сан-Франциско», который был представлен на кинорынках в Каннах и Венеции. Название не случайно: в картине содержится тонкий авторский отсыл к бунинскому тексту. В фильме заняты великолепные артисты Валентин Смирнитский, Рустам Сагдуллаев (сыгравший Ромео в картине «В бой идут одни старики»), Василий Мищенко, а также известные американские артисты Рой Вернер («Отчаянные домохозяйки») и Дэз Кроуфорд («Морская полиция: Спецотдел»). Центральные роли исполняют Эльвира Болгова («Тесты для настоящих мужчин») и Олег Драч («Нити судьбы»). Съемочной площадкой фильма стали площади, улицы, каналы Санкт-Петербурга, Сан-Франциско, Венеции и греческие острова. Анатолий Бальчев — режиссер любопытный. Он сделал несколько интересных неигровых фильмов, среди которых представленный в Каннах «Шухов — последний герой русского ренессанса», посвященный инженеру Владимиру Шухову. Снимал фильм «Высоцкий. Одесская тетрадь», в который вошли уникальные архивные кадры, интервью друзей и близких поэта. В настоящий момент режиссер завершает работу над картиной «Гражданин Шемякин» о творчестве и судьбе великого русского художника, и этот фильм также будет показан в рамках Каннского кинофестиваля. Что касается «Пассажира из Сан-Франциско», то здесь Бальчев выступает сразу и режиссером, и сценаристом, и композитором. Еще в конце 1970-х совместно с Владимиром Высоцким он записывал музыку для фильма «Место встречи изменить нельзя», романсы Бальчева на протяжении двух десятилетий представлены в репертуаре популярного певца Николая Носкова, его хиты звучат в исполнении джазовой певицы Мариам Мерабовой. Сюжет ленты — история непростой судьбы бывшего сотрудника советской разведки, отправленного в 1980-х годах специальными службами в «вынужденную эмиграцию». А на фоне и после перипетий 1990-х годов этими же службами благополучно забытого. Герой самостоятельно пытается выбраться из лабиринта сложнейших проблем, не ожидая, что ему могут оказать поддержку как российские, так и американские структуры по борьбе с международной наркомафией. — Человек живет надеждой и мечтает построить дом, посадить дерево, вырастить сына… Кажется — вот-вот, и наступит полноценная жизнь, надо только доделать это, потом то, и придет долгожданная гармония, — рассказывает режиссер. — Помните, как у Бунина в рассказе: «До этой поры он не жил, а лишь существовал, правда, очень недурно, но все же возлагая все надежды на будущее»? И если даже надежда может неожиданно рухнуть, не сбыться как мечта, не осуществиться как идея, человек все равно испокон веков упорно надеется. Вот об этом, пожалуй, я и хочу поговорить со зрителем. Детективная линия фильма витиевато переплетается с драматической, трагические события в бесланской школе — с отсылками к произведению Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско». — Мне хотелось, чтобы зритель, посмотрев наш фильм, придя домой, поставил стремянку, достал с пыльного стеллажа сборник стихов и рассказов Бунина и внимательно прочел этот небольшой рассказ, — размышляет режиссер. — Господин из Сан-Франциско не дожил до своей мечты, а герой моего «Пассажира...» живет, мечтает и даже еще и надеется. Я думаю, фильм должен увлечь зрителя нестандартным детективным сюжетом, красивыми локациями и визуальным рядом, ну и, конечно, прекрасным актерским составом. Все предпосылки к тому, о чем мечтает режиссер, есть. Помимо сложных драматических образов главных героев, в картине много ярких второстепенных персонажей, которые благодаря игре выдающихся личностей обретают особую глубину и смысл. Например, роль профессора Штеймана, отказавшего Маковскому в раскрытии секретной формулы наркотика, в фильме исполнил уже упомянутый на этой странице великий Даниэль Ольбрыхский. В одном из эпизодов в кадре появляется индийский мыслитель Шри Шри Рави Шанкар, сыгравший в картине самого себя: по задумке автора, индийский гуру проникает в воображение героев. «Вокс-люкс» Российская премьера фильма состоится 4 марта в Гоголь-центре. Международная премьера этой драмы, в которой главные роли сыграли оскароносцы Джуд Лоу и Уиллем Дефо, состоялась на 75-м Венецианском кинофестивале. Действие картины относит нас к концу XX столетия. Героиня фильма, восьмиклассница Селеста, чудом избегает смерти, когда парень из ее школы стреляет по своим одноклассникам. Героиня выживает и, оказавшись в больнице с тяжелой травмой, постепенно приходит в себя, занимаясь с сестрой игрой на синтезаторе. Однажды Селеста исполняет собственную песню, написанную в той самой больнице, и композиция неожиданно становится хитом. Тем более что рядом с ней, как рояль в кустах, в тот момент оказывается музыкальный менеджер (Джуд Лоу). Так девочка становится знаменитой. Исполнительница главной женской роли Натали Портман возникает в фильме не сразу, а лишь по прошествии двадцати лет, когда уже повзрослевшая героиня выпускает очередной альбом. Она готовится к выступлению в Нью-Йорке, которое совпадает с очередным терактом в Европе, что играет свою роль в сюжете. Бодание с журналистами, ругань с сестрой, которая в одиночку занимается подрастающей дочерью Селесты, — все это ставит зрителя в тупик, потому что режиссер Брейи Корбет лишает нас, зрителей, возможности видеть процесс перерождения поп-дивы и того, как открытая, трепетная девятиклассница превратилась в холодную законченную стервятницу, которую знакомые предпочитают обходить стороной. Нам остается только догадываться, что послужило причиной этой чудовищной трансформации. Единственный человек, который по-прежнему терпит все ее выходки, — тот самый первый менеджер, изрядно потрепанный жизнью, вечно бубнящий что-то себе под нос, но непокоренный Джуд Лоу. На самом деле фильм Корбета — вовсе не история витиеватого пути отдельно взятой певички, которая, как и многие ее коллеги, сгинет без следа в круговерти музыкальной истории. Этот фильм шире — о проблемах поп-культуры как таковой, о том, как даже такое явление, как террор, становится частью этой самой поп-культуры, и о том, что на сцене даже святые вещи — такие, как слезы о безвинно погибших людях, — бросаются в топку интереса всеядной публики. «Любовницы» Вечная история измен и разоблачений будет доступна зрителям, любящим жанр комедии, уже с 1 марта. В фильме режиссера Елены Хазановой, которая известна зрителям по картине «Синдром Петрушки», появится великолепная звездная компания. Актерские таланты Юрия Стоянова, Сергея Гармаша, Паулины Андреевой, Максима Лагашкина, Александра Робака, Александры Бортич и Елены Валюшкиной позволяют надеяться, что комедия будет веселой и зрелищной. И, по словам прокатчиков, универсальной — будучи полезной и понятной не только молодежи, но и зрелому зрителю. Три обычные москвички — медсестра, студентка и актриса — случайно встречаются в баре и выясняют, что все они только что расстались со своими мужчинами, которые оказались связаны узами брака с другими. Для начала девушки решают отомстить своим бывшим. И делают это виртуозно. Но когда цель достигнута, у подруг появляется идея: используя свою смекалку и артистические способности, помогать таким же, как они, сестрам по несчастью, выводить на чистую воду неверных мужей и наказывать двуличных любовников. «Курск» Это, безусловно, один из самых ожидаемых фильмов марта. Фильм о мужестве, стойкости, взаимопомощи, преданности и любви. Мировая премьера французско-бельгийской драмы режиссера Томаса Винтерберга состоялась на Международном кинофестивале в Торонто. В российский прокат картина выходит 14 марта. В центре сюжета, как понятно из названия, история гибели российской подводной лодки. Тем любопытнее, что картина о наших моряках сделана европейцами: режиссер — датчанин, в главных ролях — бельгиец Маттиас Шонартс в роли капитана Михаила Аверина и француженка Леа Сейду, которой достался образ Татьяны, жены подводника. Мало того, даже российский флот в грандиозных панорамных сценах изображали французские корабли. Режиссер тактично опускает вопрос «Кто виноват?», не пытаясь вмешиваться в проблемы чужой страны, оставляя это дело профессионалам, и посвящает два часа экранному времени чувствам и поступкам офицеров и их семей. В фильме Винтерберга российские подводники — настоящие герои, которые делают все возможное для своего спасения с терпением и мужеством, присущим русскому человеку. Они пытаются спастись от удушья, холода, голода и самого страшного — ужаса быть заживо похороненными на дне Баренцева моря. Картина продолжает эстафету фильмов о героизме подводников в лучших традициях «72 метров» Владимира Хотиненко или «К-19» Кэтрин Бигелоу.