Рифеншталь, покорившая горы
Она начинала танцовщицей в кабаре и актрисой в немых фильмах. За свою долгую жизнь (сто один год) легко меняла любовников, включая Ремарка, зналась с Гитлером, в 66 лет сошлась с кинооператором Хорстом Кетнером, моложе её на четыре десятилетия. При этом была не просто талантлива, а обладала настойчивым стремлением к творчеству, слыла плодовитым новатором в кинематографии. В 2001 году Лени Рифеншталь стала гостем сразу двух кинофестивалей — «Послание к человеку» в Петербурге и Московского международного. Когда вышла её книга воспоминаний, ставшая бестселлером в США и Японии, журналы других стран спешно откликнулись серией публикаций о знаменитой немецкой актрисе и кинорежиссёре. В детстве Лени увлекалась музыкой и живописью. Однако со временем интерес к этим занятиям угас. Она считала, что её настоящее призвание — танец. В берлинской школе бывшей российской балерины Евгении Эдуардовой она училась классическому балету и стала одной из лучших её учениц. Проживавший в Берлине итальянский композитор Ферруччо Бузони заметил природные данные Лени и написал для неё вальс-каприз, который впоследствии станет коронным номером Рифеншталь. Она выступала не только в родном Берлине, но и давала сольные концерты в Праге, Цюрихе, Мюнхене. При этом, словно по воле злого рока, Лени преследовали травмы — и однажды врачи запретили ей танцевать. К счастью, талант артистки оказался универсальным. Посмотрев кинофильм «Гора судьбы» (1919 г.), Рифеншталь поняла, что лучше балетной сцены могут быть только горы. Возможно поэтому возникла взаимная связь между танцовщицей и режиссёром картины, геологом по образованию Арнольдом Фанком. Он проявил к Лени интерес и сочинил для неё сценарий новой картины «Священная гора». Чтобы войти в роль Рифеншталь научилась ходить на лыжах и лазить по крутым скалам. Она сыграла ещё в нескольких так называемых горных картинах, среди них — «Большой прыжок», «Белое безумие», «Буря над Монбланом», в которых сама выполняла сложнейшие трюки, и наконец сняла в 1932 году «Голубой свет». В этой мистико-романтической легенде, она исполнила роль девушки Юнты, способной добраться до источника голубого света на вершине горы Кристалло и… броситься оттуда в пропасть. Режиссура Рифеншталь приглянулась нацистским вождям, и они пригласили её снять документальный фильм о своём первом партийном съезде в Нюрнберге в 1934 году. Так появился «Триумф воли», на создание которого была брошена вся киномашина Третьего рейха. За этот пропагандистский хит любимая артистка фюрера получила приз на Венецианском кинофестивале. Через два года последовала лента об Олимпийских играх в Берлине, которая принесла Рифеншталь мировую известность. После премьеры «Олимпии» Сталин якобы отправил Рифеншталь поздравительную телеграмму, а Международный олимпийский комитет уже в послевоенном 1948 году дал в награду медаль и титул «лучшего фильма о спорте». В СССР ленту крутили в театрах и клубах. Вплоть до окончания Второй мировой войны Рифеншталь снимала за пределами Германии фильмы, не связанные с пропагандой нацизма. Однако за свой «Триумф» и знакомство с верхушкой рейха суд признал её виновной и упрятал в спецлагерь. За колючей проволокой она провела три года, тогда же были конфискованы принадлежащие ей дома в Берлине и Мюнхене. И вскоре Рифеншталь была почти забыта, хотя её ленты частями растаскивались по документалистике. (Кстати, картина Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм» во многом построена на цитатах из фильмов Рифеншталь). Между тем она нашла себе другое занятие — работала в Африке фотографом для самых профессионально требовательных изданий. Переход в новое качество оказался успешным: вышедший в 1973 году альбом «Нубийцы. Люди словно с другой планеты» стал сенсацией. По словам Рифеншталь, в документальном кино ей не нужно действие, не нужен и комментарий. Кадры должны говорить сами за себя. За неделю до столетнего юбилея Рифеншталь в Берлине состоялась премьера её нового фильма «Впечатления под водой». Вся картина — это просто подборка кадров завораживающего подводного мира, с изредка появляющейся на снимке самой Рифеншталь, обнимающейся с обитателями моря. Над «Впечатлениями» она работала не один десяток лет вместе с Хорстом Кетнером. Чтобы отснять километры пленки, ей пришлось около двух тысяч раз совершить погружения, причём к дайвингу она пришла в том возрасте, когда даже профессиональные спортсмены уже не помышляют о подводном плавании. Да и режиссёры перестают снимать подобные фильмы. Казалось, что Лени Рифеншталь никогда не перестанет творчески работать, но смерть всё-таки догнала её в сентябре 2003 года.