Войти в почту

Мам, зови меня Темный лорд: рецензия на фильм «Властелины хаоса»

Блестящая биографическая драма, которая не попала в российский прокат, но определенно заслуживает зрительского внимания. Властелины хаоса Норвегия, 80-е. Молодой парень по имени Эйстейн (более известный нам всем как Евронимус) с девизом "страшнее, мрачнее и злее" основывает блэк-метал-группу Mayhem. Дела у ребят идут хорошо, пока их вокалист Дэд (см. Dead "Мертвый") не решает оправдать свой псевдоним. После смерти фронтмена Евронимус делает из остатков его черепа ожерелье, басист решает, что это уже слишком, и оставляет свое место в группе вакантным. Но, как мы знаем, свято место пусто не бывает, на позицию басиста берут позера по имени Кристиан, который тоже хочет быть властелином хаоса и все для этого делает. Например, сжигает церкви и меняет имя на Варг. Проблемы появляются, когда Варг и Евронимус начинают вести негласную борьбу за место самого бесстрашного блэк-металиста в Норвегии. Кадр из фильма «Властелины хаоса» История противостояния Бурзума (он же Варг) и Евронимуса уже такая же часть скандинавской мифологии, как и легенды о каком-нибудь Торе, ее вам перескажут даже детишки из начальных классов. Странно, что за экранизацию книги "Властелины хаоса" взялись только сейчас. Дошел до этого норвежец Йонас Окерлунд, бывший барабанщик блэк-метал-группы Bathory, а ныне клипмейкер и режиссер. Сейчас даже сложно представить кого-то другого на его посту. Окерлунд, как, грубо говоря, инсайдер, смог завернуть историю таким образом, что зритель, совершенно далекий от мира тяжелого норвежского блэк-метала, на все полтора часа погрузится в него по самое не балуйся. При том что никто из актеров не похож на своих прототипов, с первых минут фильма Рори Калкин настолько органично вживается в образ, что вопросов никаких не остается. Хотя нет, один есть: какого черта мы так редко видим его в главных ролях на большом экране? На сегодняшний день это, наверное, один из его самых сильных и сложных перформансов. Эмори Коэн составляет достойную экранную партию, хотя Рори, как говорится, steals the show, стоит ему только появиться в кадре. Кадр из фильма «Властелины хаоса» Открывающие титры предупреждают зрителя: "Основано на правде, лжи и реальных событиях". Никто до конца не знает, что там произошло между Бурзумом и Евронимусом, сам Варг говорит, что события, описанные в книге, это враки ("неверные истолкования, выдернутые из контекста; недоразумения; злонамеренная ложь, высказанная врагами"). Но Окерлунд не торопится навязать зрителю свою точку зрения и не встает на защиту ни одного из героев. Он просто довольно занимательно и рассудительно рассказывает о том, куда приводят мечты вперемешку с тщеславием и как можно сгореть, собственно играясь с огнем (пылающих церквей). От этого история получилась максимально целостной, и всем описанным событиям с легкостью веришь. Окерлунд показывает мир "истинного норвежского блэк-метала" со всех сторон, как с "парадной", так и со скрытой от обывателя. Кадр из фильма «Властелины хаоса» После сжигания церквей и непреодолимой тяги к восхвалению темных сил на публике у так называемого "Черного круга" сложился определенный образ в обществе. Парни с устрашающим гримом, поющие что-то про смерть, Necrolust (не спрашивайте) и армагеддон напугали немало старушек на автобусных остановках и навели ужас на несколько поколений воцерковленных людей. Окерлунд нежно заглядывает под их черно-белые маски, показывая, что за тщательно отрепетированной гримасой Темного лорда может скрываться обычный парень, который, например, не стесняясь берет у родителей деньги на оплату аренды помещения музыкального магазина "Ад" и спокойно на выходных смотрит ТВ с любящей семьей. Во славу сатане, конечно. Режиссер исследует природу и целой субкультуры, подробно раскрывая мотивацию каждого из членов "Черного круга" зрителю, будь то позер, мечтающий стать крутым парнем, или жаждущий крови парниша, потерявший ощущение реальности из-за просмотра второсортных хорроров. Просто, мол, было вот так, давайте сделаем выводы. Или не сделаем. "Властелины хаоса" отличный пример инди-фильма, который, несмотря на всю деликатность поднятой темы, не преподносит историю серьезным похоронным тоном, а находит место для иронии. Как когда-то сказал сам Евронимус: "Вся эта зловещая темная фигня должна быть веселой".

Мам, зови меня Темный лорд: рецензия на фильм «Властелины хаоса»
© Фильм.Ру