Рецензия на фильм «Капитан Марвел»: Звездолет на ходу остановит ***
Режиссеры: Анна Боден, Райан Флек. В ролях: Бри Ларсон, Сэмюэл Л. Джексон, Джуд Лоу, Лашана Линч, Аннетт Бенинг, Бен Мендельсон. В широкий прокат фильм выходит в России 7 марта 2019 года. Кэрол Дэнверс, она же Верс, – элитный солдат инопланетной расы Крии, ведущей войну с опасными галактическими оборотнями расы Скруллов. Ей стерли память, так что она не помнит ни о своем прошлом на Земле, ни о том, как получила суперсилы. Но миссия по поиску диверсантов приводит ее и обе воюющие стороны на Землю, а потому память обязательно вернется. И тогда будущей обладательнице прозвища «Капитан Марвел» придется выбирать правильную сторону и заключать самые необычные союзы. Наш мир несправедлив. В нем есть ничем не мотивированное неравенство среди разных слоев общества. Женщины зачастую зарабатывают меньше, чем мужчины, находящиеся на аналогичных должностях и работающие столь же эффективно, им традиционно доверяют меньше ответственности, ожидая, что они вот-вот уйдут в декрет, а не станут реализовывать свой творческий и умственный потенциал. Национальные меньшинства полиция зачастую принимает за преступников, а евреев необразованная часть населения веками считает носителя заговора, цель которого – порабощение человечества. Проблемы можно описывать долго, про них пишутся статьи и исследования, даже создаются специальные СМИ. И любой мало-мальски образованный и воспитанный человек должен понимать, что беспричинное немотивированное неравенство – это плохо, что с таким неравенством надо бороться. А потом выходит «Капитан Марвел». Не хочется сразу говорить, что фильм плох. В нем есть действительно отличные моменты. Но в нем куда меньше творческого, чем в последних «Мстителях». Он создавался даже не для коммерции и кассовых сборов, а как знамя, но, увы, для настоящего знамени в нем многого не хватило. Фильм полон сцен с постоянно падающей главной героиней, переживающей насмешки от окружающих, уверенных, что девушке нечего делать там, где она находится. По мнению многих, ей нельзя быстро ездить, экстремально кататься, служить в армии, летать на самолетах... Еще много чего ей нельзя. И каждая подобная сцена, по идее, должна была получиться вполне себе мотивирующей – мол, вставай и пробуй дальше, не слушай окружающих, однажды обязательно сможешь, ты сильная. И так продолжается до тех пор, пока однажды главная героиня не встает в своем истинном обличии, с ярко горящими глазами и объятая пламенем – как на одном из последних промо-материалов. Но вместо настоящих мотивирующих сцен получилась банальная агитка. Пафос в такие моменты столь обилен, что буквально течет с экрана, а верить главной героине совершенно не интересно. Бри Ларсон большую часть фильма не проявляет никаких эмоций. Ощущение, что актриса банально боится, что ее вдруг сочтут недостаточно серьезной и ответственной для спасительницы целой инопланетной расы (да и Мстителей, судя по всему), а потому весь фильм она ходит с одним и тем же хмурым и серьезным выражением лица. Про ее героиню многократно говорится, что она – авантюристка, готовая нарушать приказы, если это будет необходимо ради благого дела. Но в самом фильме этому почти нет подтверждений. После двух часов фильма невозможно в принципе сказать, какой у нее характер – она просто ходит из одной точки в другую, выполняя приказы то одних персонажей, то других. Весь фильм держится на харизме Сэмюэля Л. Джексона – еще молодой и не заматеревший Ник Фьюри, пока не вступивший в должность директора агентства ЩИТ, и нарушать приказы мастак, и удачно пошутить при случае может, и котику умилиться. Сюжет у «Капитана Марвел» неимоверно шаблонный, словно у супергеройских фильмов начала 2000-х годов, и производит впечатление лишь затянувшегося вступления к финальной части «Мстителей». Как и сама Кэрол, история здесь не блещет смелостью и какими-то экспериментами. Вся цель сюжета – показать Кэрол Дэнверс, чтобы она не воспринималась совсем уж как Мэри Сью в последних «Мстителях» (ведь, по всей видимости, именно она и спасет героев от Таноса), а также объяснить, как тессеракт попал в агентство ЩИТ после того, как исчез во времена Второй Мировой войны. Это не сюжет, а затыкание сюжетных дыр в существующей хронологии. Если вы надеялись на раскрытие франшизы с космической стороны (как это делали «Стражи Галактики» и «Тор: Рагнарек»), то не стоило. Хотя и объявлялось, что фильм частично будет основан на комиксе «Война Крии и Скруллов», войной происходящее не назовешь – так, местечковые конфликты. Эпичных противостояний и схваток тут нет. На то, чтобы показать культуру Крии во всей красе в фильме уделено аж десять минут в самом начале, причем из всей расы речь идет исключительно о «доблестных воинах-героях». Обвинители во главе с Ронаном (персонаж уже появлялся в первых «Стражах Галактики») будут появляться, однако суть этой касты и ее отличие от остальных Крии останутся где-то за кадром. Как Ли Пейса уговорили сняться в настолько тупом камео, остается загадкой. Точно также фильм не стремится раскрывать культуру и образ жизни скруллов, даже не особенно показывает Землю времен 1995-го года. Из бросающихся в глаза отличий – только пейджеры вместо смартфонов и игровые автоматы в барах. Нельзя сказать, что это первый крупный провал Marvel. В конце концов, у них были картонные «Первый мститель» и две части «Тора», совсем уж невнятные «Эра Альтрона» и «Человек-муравей и Оса» – некоторые из них даже прилично собрали в прокате. Но «Капитан Марвел» должен был стать важным фильмом с точки зрения позиционирования компании, а героиня – той, на кого стоит равняться молодым девочкам, ищущим свое место в мире. Ничего из этой идеи не вышло, а Галь Гадот и ее «Чудо-женщина» даже оказались на пару голов выше. Павел Соломатин, InterMedia