Александр Роу - главный сказочник великой страны
Примечательно, что в человеке, прославившемся экранизацией русских народных сказок, не было ни капли славянской крови. Отец будущего режиссера —инженер из Ирландии Артур Уильям Роу, мать — гречанка Юлия Карагеоргий. Однако родился и вырос Александр в самом центре России — Юрьевце Костромской губернии (ныне Ивановская область). Раскинувшийся на живописном берегу Волги старинный городок, помнящий степняков и опричнину, протопопа Аввакума и польское нашествие, с величественными старинными храмами и не менее древним сосновым бором — та самая Русь, с "глубинным" народом, где сохранились еще "преданья старины глубокой", а Кащей и Баба Яга не менее реальны, чем школьная учительница или городовой. Примечательно, что из этих мест родом еще один великий мистик и визионер советского кино Андрей Тарковский. Фото: infoflotforum.ru Однако беззаботное детство Саши Роу было недолгим. С началом Первой мировой войны британский подданный Артур Роу покидает постоянно болеющую жену с 8-летним сыном и переезжает на родину, позже — в США и Канаду. Будущий режиссер с самого юного возраста познал горький вкус трудового хлеба: с 10 лет продавал на рынке в Сергиевом Посаде спички и гребешки, прислуживал в храме, одно время был даже помощником священника. Однако трудности не помешали смышленому и энергичному мальчику закончить семилетку. Оставалось время и на хобби: уже в юности он увлекся театром. После окончания промышленно-экономического техникума, куда поступил по настойчивой просьбе матери, Александр подает документы в киношколу Бориса Чайковского, после которой еще три года учится в Драматическом техникуме имени Ермоловой. Постигая азы экономики, юноша не забывает и о своем увлечении —устраивается в агиттеатр "Синяя блуза", одним из идеологов которого был Осип Брик. Фото: alexaverin.com.ua После окончания киношколы Роу работает на киностудии, названной в духе времени "Рабпромфильм". Тут молодому специалисту везет: его берет в ассистенты живой классик советского кино Яков Протазанов. С ним будущий сказочник работает над пятью лентами, среди которых "Бесприданница" и "Белеет парус одинокий". В 1938 году Александр Артурович снимает свой первый самостоятельный фильм — постановку русской народной сказки "По щучьему велению". Режиссерский дебют был воспринят неоднозначно. С одной стороны, 32-летний Роу снял фильм технически великолепный и даже новаторский —шагающие ведра, говорящая в кадре щука, механизированная печка, сконструированная московскими инженерами, и — что самое важное — принципиальный отказ от кукол и анимации при создании сложных спецэффектов. Другое дело, что для 1938 года сказочный сюжет сам по себе был несколько рискованным. Молодого режиссера упрекали в легковесности, в отсутствии героики и пафоса и даже в мистицизме. Однако зрительский успех был просто ошеломительным. Фото: pics-about-celebs.com Тем временем начала меняться и политическая конъюнктура. Было это сменой курса или декораций, судить историкам. Однако русская история и связанный с ней фольклор к концу 30-х годов прошлого века были отчасти реабилитированы. Да и сам Александр Артурович учел критику: из сказки "Царевна-лягушка" получился героический эпос, где высокий и белокурый русский богатырь в исполнении Сергея Столярова доблестно сражается с мировым злом. Не забыл режиссер и про классовую подоплеку: заколдованная царевна стала крестьянской дочерью, а провокационное по меркам 30-х годов название сказки заменено на нейтральное "Василиса Прекрасная". Второй фильм Роу понравился и зрителям, и официальной критике. Режиссер не изменил себе: все спецэффекты только "вживую". Для "Василисы Прекрасной" был построен макет змея Горыныча "в натуральную величину", который приводили в движение 20 техников. Оценили чудовище и самые беспристрастные критики: на съемочной площадке от него шарахались лошади. Именно в "Василисе Прекрасной" в образе главной Бабы Яги Советского Союза впервые предстал блистательный Григорий Милляр. В "По щучьему велению" он играл царя Гороха. Кстати, с самых ранних фильмов Александр Артурович собрал свою команду — от актеров до художников-декораторов, с которыми старался сотрудничать на протяжении всей карьеры. Открывал он и новые таланты. Например, первую большую роль у него получила Инна Чурикова. Фото: econet.kz В 1941 Роу снял цветной фильм. На сей раз источником вдохновения стала авторская сказка "Конек-горбунок". После этого эксперимента режиссер вернулся к фольклору: в 1944 вышел эпический "Кащей Бессмертный". В основу сценария, написанного самим Роу совместно с драматургом Швейцером, легли не только народные сказки, но и былины. Александр Артурович активно отрицал, что снимал агитку, но люди видели в борьбе русских богатырей с готичными темными силами аналогию происходящему на полях сражений Второй мировой, а образованные кинокритики обращали внимание на аллюзии к культовому в Третьем рейхе фильму Фрица Ланга "Нибелунги". Кстати "Кащей Бессмертный" прошел с успехом не только в СССР, но и по ту сторону линии фронта — в Японии, где мужественное советское фэнтези оценили по достоинству. Фото: tinq.co После войны новые политические "заморозки" закрыли дорогу сказке. Режиссер снимал документалистику, жанровое кино, но большого успеха не снискал. Из созданного с 1944 по 1958 следует выделить экранизацию повести Гоголя "Майская ночь, или утопленница" (1951), которая стала своеобразной репетицией всенародно любимых "Вечеров на хуторе близ Диканьки" (1961). В "оттепель" новые сказки Роу опять становятся востребованными. В них меньше героического пафоса, больше шуток, танцевальных и акробатических номеров. Вершиной позднего творчества стал "Морозко", снятый в 1964 году на студии им. Горького. Совпало все — яркий и остроумный сценарий Эрдмана и Вольпина, блестящие актерские работы и, конечно, умение режиссера неподражаемо снимать русские сказки. Фото: onedio.ru Фильм получил признание не только в нашей стране. Несколько премий международных фестивалей, в том числе, Венецианского, культовый статус в Чехословакии, приз от Института кинематографии США, и, конечно, восхищенный отзыв Стивена Спилберга тоже дорогого стоит. Умер режиссер в декабре 1973 года. Последнюю задумку Роу, "Финист – ясный сокол" воплотил в жизнь коллега Геннадий Васильев. Сейчас в Москве живет его внук Алексей Рыбников. Тот факт, что главный сказочник нашей страны родился 8 марта (тогда этот день еще не был праздником), выглядит символично. Его сказки стали великолепным подарком всем мамам Советского Союза, которые получали полтора часа свободного времени или возможность посмотреть вместе с детьми прекрасное кино, в котором после каждого просмотра люди открывают что-то новое, а это — признак настоящего искусства. Фото: m.fotostrana.ru