10 фильмов, которые поссорили критиков и зрителей
Простая аудитория часто ругает кинокритиков за их оценки тех или иных фильмов мол, насмотрятся своих Годаров с Апитчатпонами Вирасетакулами и потом почём зря поливают грязью хорошее зрительское кино. В последнее время такая риторика стала ещё популярней: нередко в комментариях можно увидеть записи в духе "ну раз критики ругают, значит, точно надо идти". Конечно, на самом деле мнение зрителей и прессы чаще сходится, чем нет, но есть и занятные случаи, когда их приём фильмов сильно разнится а порой и вовсе полярен. Мы решили вспомнить 10 таких случаев и попробовать понять, в чью же сторону рассудило время. Rotten Tomatoes: 96% (8,1) IMDB: 6,9 Кадр из фильма Оно Пожалуй, чаще, чем в любых других жанрах, критики и зрители не сходятся во мнении относительно хорроров. Пресса любит картины со свежим взглядом, интересными концепциями и больше полагающиеся на кинематографию, нежели на банальные "бу"-эффекты. Аудитория же в своей основной массе, судя по всему, предпочитает фильмы простые и построенные по одним и тем же затёртым тропам. Концептуальные хорроры вроде It Follows, прошлогодней "Реинкарнации" или какой-нибудь "Ведьмы" они часто ругают мол, а не страшно ведь. Впрочем, подобные претензии можно услышать и в адрес "Хижины в лесу". Кто прав: критики Законопослушный гражданин Rotten Tomatoes: 26% (4,4) IMDB: 7,4 Кадр из фильма Законопослушный гражданин В момент выхода пресса разгромила драму Ф. Гэри Грея на RT у неё стоит рейтинг в 26% со средней оценкой 4,4. Зрители же, напротив, фильм полюбили на IMDB его рейтинг составляет аж 7,4. Причём не сошлись они даже в деталях: критики ругают кино за то же, за что простая аудитория его хвалит. За жестокие сцены, игру Джерарда Батлера и неожиданные повороты (пресса посчитала, что они слегка натянутые). Возможно, проблема в том, что во время релиза картины, к концу 2000-х, особый подъём переживали фильмы с так называемой torture porn (буквально "пыточное порно"), и критики, устав от однотипной эксплуатации, записали туда и "Законопослушного гражданина". Что, конечно, весьма узкий взгляд на это слегка чрезмерное, но, в общем-то, любопытное кино. Кто прав: зрители Дети шпионов Rotten Tomatoes: 93% (7,2) IMDB: 5,5 Кадр из фильма Дети шпионов Вот тут интересный случай. Казалось бы, кому должно больше понравиться глуповатое, напичканное эффектами кино о детях, ставших супершпионами? Конечно, по всей вселенской логике, зрителям вот только на деле вышло наоборот. "Дети шпионов" до сих пор удерживают рекордный рейтинг на RT среди всех фильмов Роберта Родригеса с результатом во впечатляющие 93%. Зрители же не оценили китчевость и намеренную гиперболичность детской экшен-картины и разнесли фильм ровно за то же, за что его хвалили критики. В России это ещё не так заметно (хотя и у нас "Дети шпионов" имеют не самый огромный рейтинг), зато на родине в США водораздел действительно приличный. На фоне 93% от прессы зрительские 46% и 5,5 на IMDB. Кто прав: критики Святые из Бундока Rotten Tomatoes: 23% (4,3) IMDB: 7,9 Кадр из фильма Святые из Бундока В конце нулевых, после оглушительного успеха первых фильмов Квентина Тарантино, волна его подражателей заполонила мировое кино, наполнив его однотипными попытками переиграть Квентина в остроумии и жестокости. Неудивительно, что, когда вышли "Святые из Бундока", критики нарекли её очередным тарантиновским плагиатом и выдали чудовищные 4,3 балла. Но зрители, к счастью, разглядели в криминальной комедии Троя Даффи собственное лицо, занятные режиссёрские решения и особое, не слишком похожее на Тарантино настроение. Незаметно пройдя в прокате, "Святые из Бундока", добравшись до VHS, быстро обрели культовый статус. Вполне заслуженно. Кто прав: зрители Эффект бабочки Rotten Tomatoes: 33% (4,8) IMDB: 7,7 Кадр из фильма Эффект бабочки Ныне почти культовая научно-фантастическая драма и абсолютный зрительский хит прессе в своё время совершенно не угодила: фильм обозвали глупым, а сценарий разваливающимся на части. "Эффект бабочки" действительно не слишком ладно скроен, и при тщательном изучении обнаруживается, что сюжет его, в общем-то, шит белыми нитками. Но даже так концепция показалась аудитории достаточно интересной, чтобы не обращать внимания на сценарные дыры. К тому же многие зрители в отличие от критиков смотрели фильм с изменённой режиссёрской концовкой, куда более эффектной, чем театральная. Кто прав: скорее зрители Побудь в моей шкуре Rotten Tomatoes: 84% (7,8) IMDB: 6,3 Кадр из фильма Побудь в моей шкуре А вот и обратный случай: тоже концептуальный sci-fi, но уже пришедшийся по духу критикам и разгромленный (в основном) зрителями. В общем-то, понятно, почему вязкое, медленное и медитативное кино Джонатана Глейзера к тому же не слишком любящее пояснять, что за чёрт в нём происходит, не сильно срезонировало с аудиторией. Зато фильм получил культовый статус в узких кругах и до сих пор многими считается одним из самых оригинальных фантастических фильмов XXI века. Кто прав: критики Жизнь Дэвида Гейла Rotten Tomatoes: 19% (4,2) IMDB: 7,6 Кадр из фильма Жизнь Дэвида Гейла Ещё один зрительский хит, разгромленный прессой в этот раз по не совсем понятным причинам. Академическая судебная психологическая драма от дважды номинированного на "Оскар" режиссёра Алана Паркера ("Миссисипи в огне", "Полуночный экспресс") и с двукратным оскаровским лауреатом Кевином Спейси в главной роли критикам показалась скучной и манипулятивной. Зрители же оказались к ней куда благосклонней можно поспорить, что они в принципе сильнее подвержены манипуляциям (посмотрите на оценки "Призрачной красоты"), но тут аудитория всё же скорее оказалась права. Кто прав: зрители Плохой лейтенант Rotten Tomatoes: 86% (7,3) IMDB: 6,6 Кадр из фильма Плохой лейтенант Ремейк классического американского B-movie от безумного немца Вернера Херцога, да ещё с не менее безумным Николасом Кейджем в главной роли звучит уже достаточно дико, чтобы это захотелось посмотреть. Вот только, ожидая весёлое жанровое кино, зрители внезапно получили что-то между фестивальным артхаусом и тем самым B-movie и не слишком оценили такие жанровые и стилистические перепады. Но критики, конечно, лучше знали, на что идут (и чего ждать от Херцога), и им итог этой авантюры понравился куда как больше. Кто прав: критики Варкрафт Rotten Tomatoes: 28% (4,3) IMDB: 6,9 Кадр из фильма Варкрафт У экранизаций видеоигр, как известно, отношения с прессой не ладятся по правде говоря, в большинстве случаев и зрители не находят в них ничего хорошего. "Варкрафт" в этом плане исключение: разгромленный прессой в пух и прах за неспособность объяснить устройство мира и излишнюю сумбурность, он отлично "зашёл" тем, кто с оригинальной историей и вселенной игры от Blizzard уже был знаком. Оно и понятно: режиссёр Дункан Джонс ("Луна 2112", "Исходный код") снимал, по сути, огромное фанатское кино, не слишком заботясь о тех, кто о мире "Варкрафта" ничего не знает. Такой метод, конечно, был обречён на низкие рейтинги прессы, но Джонса за него стоит похвалить. В отличие от прочих попыток перенести игры на экран, его фильм не пытается усидеть на двух стульях, одновременно порадовать фанатов и привлечь новую аудиторию. Он бьёт точно по тем, кто фильм больше всего и ждал. И потому тёплый зрительский приём вполне справедлив. Кто прав: зрители Эквилибриум Rotten Tomatoes: 38% (4,8) IMDB: 7,5 Кадр из фильма Эквилибриум Ещё один (и последний на сегодня) фильм, павший жертвой слишком широких тенденций. Вышедший в начале 2000-х "Эквилибриум" идеально вписался в ряд экшен-фильмов "а-ля 'Матрица'", предельно серьёзных и несколько претенциозных. Критики, собственно, за это его и разнесли мол, глупый, а лицо делает сложное, как будто новый Джордж Оруэлл и Олдос Хаксли в одном флаконе. Зрителей это смутило не так сильно, зато восхитила потрясающая хореография "Эквилибриума" и сеттинг, навеянный одновременно сотнями других антиутопий, в частности "451 градус по Фаренгейту" Брэдбери. И хотя фильм и правда порой принимает себя слишком всерьёз, стоит согласиться с аудиторией смотреть его как минимум весело, и в качестве изобретательного кэмпового экшен-фильма "Эквилибриум" сохранился прекрасно. Кто прав: зрители